Конспект урока: Углеводы. 10 класс

Цели:

1.Ознакомление  учащихся с классом углеводов;  моносахаридов,  дисахаридов,  полисахаридов,  их строении, свойствах,  применении.

2. Формировать умение самостоятельно работать с новыми источниками информации – энциклопедией, интернетом, схемами,  дополнительной литературой.

3.Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, умения слушать и слышать другого человека.

Оборудование: глюкоза, крахмал, целлюлоза, гидроксид  аммония, нитрат серебра, настойка йода, гидроксид меди (II), спички,  спиртовка,  сахароза.

Ход урока

1. Организационный этап.  Настрой на лекцию.

План лекции:

1.Нахождение углеводов в природе.

2.Состав углеводов. Молекулярная формула.

3.Физические свойства углеводов.

4.Химические свойства углеводов.

5. Применение углеводов.

2.Изучение нового материала.

В ходе лекции учащиеся  заполняют таблицу, проводят  лабораторные опыты, записывают уравнения реакций и выводы в таблицу.

 

углеводы

моносахариды

дисахариды

полисахариды

глюкоза

сахароза

крахмал

целлюлоза (клетчатка)

1

2

3

4

5

1.Нахождение в природе

 

 

 

 

 

 

2. Состав.

3.Молекулярая формула.

 

 

 

 

 

 

4.Физические свойства

 

 

 

 

 

5.Химические свойства:

 

 

а) гидролиз

 

 

 

 

б)  + аммиачный раствор Ag2O

 

реакция «серебряного зеркала»

 

 

 

 

 

 

в) + окисление

Cu (ОН)2 (при t0)

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

г) + раствор Cu (ОН)2

(без t 0)

 

Вывод:

 

 

д) реакция брожения

 

 

 

 

 

 

 

е)  + йод

 

 

 

 

 

 

ж) образование сложных эфиров

 

 

 

6.Применение

 

 

 

 

 

 

 

 

С, Н, О

 

С6 Н12 О6

 

 

 

 

 

 

бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворяется в воде, сладкое на вкус

 

 

 

 

 

 

 

СН2ОН – (СНОН)4 – СОН +

Ag2O  QUOTE   2 Ag +

СН2ОН – (СНОН)4 – СООН

глюконовая кислота

 

 

СН2ОН – (СНОН)4 – СОН +

Cu (ОН)2  QUOTE    Cu 2O +

СН2ОН – (СНОН)4 – СООН

глюконовая кислота

глюкоза имеет альдегидную группу

 

ярко – синий раствор

 

все     углеводы

 

спиртовое брожение

С6 Н12 О6  QUOTE    2 С2 Н5ОН + 2 СО2

молочнокислое брожение

С6 Н12 О6  QUOTE   2 С Н3 - С Н - СООН

                                 С Н3

Молочная кислота

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глюкоза

ценное питательное вещество, кондитерская промышленность, изготовление зеркал и ёлочных украшений, текстильная промышленность (для отделки тканей), брожение – получение этанола и молочной кислоты.

сахарная   свекла    са­харный   тростник,   сок моркови, березы, дыни

 

 

 

 

С, Н, О

 

С12Н22 О11

 

 

 

 

 

 

бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворяется в воде, сладкое на вкус

 

 

 

 

 

 

С12Н22 О11 + Н2О QUOTE

С6 Н12 О6 + С6 Н12 О6

глюкоза         фруктоза

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ярко – синий раствор

 

 

являются

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сахароза

 

пищевая промышленность, кондитерское производство.

рис, пшеница, картофель

 

 

 

 

 

 

С, Н, О

 

6 Н10 О5) n1

природные

 

n1 < n2

линейная и разветвлённая структура

белый порошок, нераст­воримый в воде, набу­хает в горячей воде, об­разуя клейстер

 

 

 

 

 

 

6 Н10 О5) n +

 

  QUOTE   n С6 Н12О6

глюкоза

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ярко – синий раствор

 

многоатомными

 

 

 

 

-

 

 

 

 

Качественная реакция

 

6 Н10 О5) n +I2  QUOTE

                  р – р

фиолетовое окрашивание

 

 

 

 

 

 

крахмал

 

ценное питательное

вещество, получение глюкозы, кондитерская промышленность,

крахмальный клейстер (клей), получение этанола, пищевая промышленность.

 

Хлопок, древесина

 

 

 

 

 

 

 

С, Н, О

 

6 Н10 О5) n2

полимеры

 

 

линейная структура

 

 

 

твердое, волокнистое вещество, в воде и в органических растворителях; не растворяется

 

 

 

 

 

 

6 Н10 О5) n + n Н2О QUOTE

 

n С6 Н12О6

глюкоза

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ярко – синий раствор

 

 

спиртами

 

 

 

-

 

 

 

 

 

нитрование

6 Н10 О5) n  + 3n HNO3  QUOTE

6 Н10 О(NO2)3 ) n +3 n Н2О

Тринитроцеллюлоза

 

6 Н10 О5) n + 3n С Н3 СООН   QUOTE    (С6 Н10 О2 ( С Н3 СОО)3)n  +3 n Н2О

Триацетатцеллюлоза

 

 

 

 

целлюлоза

 

строительство, текстильная промышленность получение искусственного волокна, целлюлозно -  бумажная промышленность,  получение глюкозы, технического спирта, нитролаки, кинопленка.

 

3. Домашнее задание. § 22 – 24 упр. 2,3 стр.205 упр.5 стр. 210 (на 5).

 Приготовить презентации на следующие темы по плану лекции:

1. Моносахариды.

2. Дисахариды.

3. Полисахариды.

Метки к статье: конспект урока, химия, 10 класс