Конспект урока по биологии и географии «Вид. Критерии вида» 11 класс

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут уметь называть критерии вида и уметь характеризовать вид, используя критерии.

Тип урока: урок межпредметной интеграции (биология и география).
Оборудование: «Биология. 11 класс» под ред. С.С. Маглыш, презентация «Вид. Критерии вида», таблица «Критерии вида».

Задачи урока:
образовательные: создание условий для формирования представления о виде и его признаках;
развивающие: способствовать развитию умений учащихся описывать организм исходя из совокупности разных признаков, анализировать и структурировать информацию, высказывать и аргументировать своё мнение, осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
воспитательные: способствовать развитию самостоятельности при изучении нового материала.
Формирование области знаний: формирование биологических понятий: вид, критерии вида, ареал.

Прогнозируемый результат:

Учащийся должен знать: понятие вид, критерии вида, ареал;
Учащийся должен уметь: 

  • характеризовать вид, его признаки и критерии;
  • анализировать, структурировать информацию;
  • использовать собственный опыт, личные наблюдения для аргументации ответа.

Ориентировочно-мотивационный этап
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Приглашение к совместной деятельности на уроке.
- Здравствуйте! Мы рады вас видеть в хорошем настроении, желаем интересной и плодотворной работы. Сегодня не совсем обычный урок. Вместе с вами проводить его будут учитель биологии и учитель географии.
Учитель биологии.
Ребята, перед вами представлены организмы (слайд №2) вспомните, как в ботанике и зоологии называются такие организмы?
Учащиеся отвечают, что такие организмы называются видами.
Учитель биологии задаёт учащимся ряд вопросов (слайд №3).
- Как вы думаете бурый медведь и белый медведь это один вид или разные виды?
- Как вы думаете, представленные особи это один вид или разные виды?
- Как вы думаете гусеница и капустная белянка разные виды или же всё-таки один вид?
Учащиеся высказывают свои предположения, аргументируя их.
После высказываний учащиеся определяют тему урока и его цель. 

II.Операционно-познавательный этап
Учитель биологии.
Запишите в тетрадь определение вида (слайд №4).
Учитель географии.
Общее количество видов, когда-либо населявших нашу планету – 500млн. в настоящее время насчитывается: 1,5млн видов животных, 500 тыс. растений, 100тыс. грибов (слайд №5).
Учитель биологии.
Основная заслуга в разработке понятия «вид» принадлежит К.Линнею. С ним связано начало описания и классификации живых организмов. Для обозначения видов К.Линней предложил бинарную номенклатуру. Например: собака домашняя, существительное обозначает род, а прилагательное – вид.
Для любого вида характерны определённые свойства или так называемые признаки. В числе общих выделяют следующие (слайд№6):
1) Численность – это одна из качественных характеристик вида.
2) Дискретность – виды обладают репродуктивной изоляцией, то есть нескрещиваемость между обитающими совместно организмами.
3) Целостность – вид целостная единица, элементы которой объединены внутривидовыми отношениями.
4) Историчность – вид возникает, развивается, а при изменившихся условиях среды исчезает или изменяется, давая начало другим формам.
5) Устойчивость – вид способен существовать очень долгое время.
Виды отличаются друг от друга комплексом свойств. Учащимся предлагается задание. По каким признакам эти родственные виды (московка, хохлатая синица, большая синица) различаются между собой? (слайд №7). Парная работа с использованием раздаточного материала (приложение). После афиширования материала учащиеся делают вывод о том, что один вид отличается от другого по ряду признаков.
Учитель биологии.
Признаки, по которым один вид можно отличить от другого, называются критериями вида (слайд №8).
Изучение критериев вида осуществляется через афиширование домашнего задания по составлению характеристики критериев вида. (Используя §11 учебного пособия «Биология. 11класс», учащиеся заполняли в таблице название критерия и его характеристику).
Учитель биологии.
Что изучает морфологический критерий?
Используя материалы слайда № 9, 10, доказываем, что по морфологическому критерию нельзя судить о принадлежности особи к тому или иному виду.
Что изучает физиологический критерий?
Используя слайд №11, доказываем, что известны виды, представители которых могут скрещиваться между собой.
Чем характеризуется генетический критерий?
Слайд № 12 доказывает, что в пределах одного вида могут встречаться геномные мутации.
Что отражает биохимический критерий? Синтез определённых высокомолекулярных веществ характерен определённым группам видов ( слайд № 13).
Учитель географии.
Перейдём к изучению экологического критерия. Что такое экологический критерий?
Рассмотрим конкретный пример природного комплекса «Болото» (слайд №15).
Назовите факторы среды, характерные для данного природного комплекса.
Предполагаемый ответ учащихся:
1) пониженные формы рельефа; 2) переувлажнение; 3) влажный микроклимат; 4) торфяно-болотные почвы; 5) обилие болотных насекомых (комаров, стрекоз, водомерок).
Учитель географии.
Какие виды растений и животных приспособлены к жизни в данных условиях? Учащиеся называют известные им виды (слайд № 16, 17).

Учитель географии.
Может ли комплекс болота измениться? Что может привести к исчезновению болота?
Задание для учащихся: используя карточки, поднимите те, где обозначены факторы, которые могут привести к исчезновению болот. Афиширование результатов: осушительная мелиорация, строительство дороги, строительство ГЭС, кислотные дожди. Учащиеся высказываются по поводу, какие факторы приведут к исчезновению болот, а какие нет.

Учитель географии.
Во что превратится болото после осушительной мелиорации? Изменится ли флора и фауна?
Ответ учащихся: В низинный луг. Некоторые виды исчезнут. Многие виды растений (злаковые, ива козья, сосна) и животных (пресмыкающиеся, лоси, кабаны, косули) могут продолжать своё существование в новом природном комплексе.
Это показывает, что особи одного вида могут жить в разных условиях среды.

Учитель географии.
Что изучает географический критерий? (слайд №18)
Каждый вид занимает определённую территорию (ареал) (слайд №19). Ключевым словом в определении данного критерия является ареал. Работая с учебным пособием с. 47 учащиеся записывают определение ареала в тетрадь.
Ареалы бывают: 1) сплошные; 2) прерывистые; 3) обширные; 4) ограниченные (слайд № 20).

Виды, имеющие обширный ареал, называются видами-космополитами (слайд № 21). Если ареал распространения ограниченный, находится в пределах небольшого региона – то такой вид называется эндемиком. Где больше всего эндемичных видов? (слайды №22, 23). Некоторые виды не имеют собственного ареала, они сопровождают человека и называются синантропными (слайд № 24). При совпадении ареалов в растительном мире образуются определённые типы растительности (слайд № 25).

У совершенно разных видов могут быть одни и те же ареалы. Это значит, что географический критерий является относительным и не может быть единственным в определении видовой принадлежности особей.

У учащихся по итогам работы заполняется данная таблица:

Название критерия | Характеристика | Исключение

Морфологический: Сходство внешнего и внутреннего строения Полиморфизм ( головастик и лягушка - разные стадии развития; разный способ размножения – спорофит папоротника и заросток гаметофит.

Половой диморфизм.

Физиологический: Сходство жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания особей одного вида Возможность скрещивания с образованием плодовитых гибридов.

Генетический: Основан на различии видов по числу, форме и размерам хромосом В пределах одного вида могут встречаться геномные мутации.

Биохимический: Позволяет различать виды по составу и структуре определённых белков, нуклеиновых кислот. Синтез определённых высокомолекулярных веществ характерен определённым группам видов. Биохимические показатели подвержены внутривидовой изменчивости.

Экологический: Вид может существовать только в определённых условиях Особи одного вида могут существовать в разных условиях среды.

Географический: Каждый вид занимает определённую территорию или ареал Синантропные виды, космополиты, эндемики.

III. Обобщение и систематизация знаний

Учитель биологии.
Можно ли определить принадлежность особи к определённому виду используя один критерий?
Ни один из критериев не может быть достаточным для определения вида. Охарактеризовать видовую принадлежность организмов можно только по совокупности критериев (слайд № 26).

IV. Контрольно-коррекционный и рефлексивный этапы

Учащиеся выполняют задания выходного контроля (слайд № 27), сверяя их выполнение с образцом.
Анализ результатов.
Встаньте, пожалуйста, те кто правильно выполнил все задания? Кто при выполнении задания допустил одну ошибку, поднимите руку?

V. Домашнее задание: учебник «Биология. 11класс». §11, выучить термины и подготовиться к выполнению лабораторной работы.

Список использованных источников

1. Биология: учеб. Пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С.С. Маглыш.- Минск: Нар. Асвета, 2010. - 231 с.
2. Общая география 11 / под ред. В.С. Аношко. - 4-е изд., перераб. - Минск: Народная асвета, 2009. - 191 с.
3. Пакулова В.М. Особенности современного урока биологии / Биология в школе. - 2005. - №8 - с. 22-26.
Приложение

Московка.
Мельче воробья. Горло, зоб и верх головы чёрные, на затылке белое пятно, щёки белые, спина темно-серая.
Оседлая и кочующая птица.
Населяет хвойные леса от западных границ до Камчатки. В кладке 6-11 белых с красноватыми пятнышками яиц. Хохлатая синица.
Мельче воробья. Спина бурая, низ тела беловатый, на голове острый хохол из чёрных перьев, на горле треугольное чёрное пятно.
Оседлая и кочующая птица.
Населяет светлые, преимущественно сосновые
леса. В кладке 5-10 белых с коричневыми пятнами яиц. Большая синица.
Величиной с воробья. Голова, полоса вдоль груди, горло, задняя часть брюшка и подхвостье чёрные. Щёки белые. Спина зеленоватая, нижняя сторона тела желтая, хвост и крылья голубоватые.
Оседлая и кочующая птица.
Широко распространена на территории страны от западных ее границ до Сахалина. В кладке 8-13 белых с красноватыми крапинками яиц.

Карточки: осушительная мелиорация; строительство гидроэлектростанций; строительство дороги; добыча торфа; орошение; орошение; кислотные дожди; сбор клюквы;

Выходной контроль знаний учащихся
Подсчитайте количество особей, видов и родов в каждой совокупности организмов:
1) Три берёзы бородавчатые, одна рябина обыкновенная, три тополя чёрных.
2) Один бычий цепень, три рыжих таракана, два майских жука.
3) Четыре клевера лугового, один клевер ползучий, один клевер горный.
* Вид слива домашняя – гибрид дикого тёрна и алычи. Мул – гибрид лошади и осла. Почему слива домашняя считается видом, а мул – нет?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!