Конспект урока литературы: Отличие литературной сказки от народной. Литературная сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: познакомить с особенностями  литературных сказок, показать их отличие и сходство с народными сказками.

Задачи: показать удивительный мир литературных сказок, их мудрость и красоту; развивать умения анализировать, исследовать, оценивать, находить отличительные особенности  литературных сказок,  развитие и воспитание таких качеств как взаимопомощь, доброта, порядочность, сопереживание.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, презентация, видеоролик, тексты сказок, учебник, листы  взаимооценки.

Применение технологий: ИКТ, технология критического  мышления.

Стратегии критического мышления: ассоциации, синквейн, стратегия целенаправленного чтения, метод INSERT (чтение с остановками), диаграмма Венна, эссе.

Форма обучения:  групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Ход урока 

Организационный момент.

I. Вызов (побуждение, актуализация).

1. Проверка домашнего задания   (взаимооценка).

а) Пользуясь кластером, составленным на предыдущем уроке, рассказать, что вы знаете о сказке.

б) Просмотр видеоролика (фрагменты сказок).

- Какие  виды сказок  посмотрели? Как вы определили?

- Какие еще  виды фольклорных сказок есть? Приведите примеры.

- Как до нас дошли фольклорные сказки? Кто их собирал и готовил к публикации?

в) Вывод. Что такое сказка.

Задание: Составьте синквейн со словом  «сказка».

2. Беседа.

- Как вы понимаете слова «Сказка - неувядающий жанр»

- Создаются ли сейчас сказки? Кто их автор?

Вывод:  Сказки бывают: фольклорные и литературные  

II. Реализация.    

1. Изучение теоретического  материала  «Литературная сказка».

а)  Работа с текстом.  Задание. Прочитать текст и найти ответ, чем отличается литературная сказка от фольклорной сказки (работа в группах).

б) Составить кластер       

Литературная сказка

конкретный автор

неизменный текст, зафиксированный в письменной форме

чаще всего она больше по объему. 

образы-персонажи литературной сказки – неповторимые индивидуальные характеры

для литературной сказки характерен психологизм,

углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей

сильнее выражена изобразительность,   подробно, детально и красочно описаны место действия, события,  внешний облик персонажей

выражается авторское понимание жизни

2. Практическая работа. Чтение и анализ литературной сказки.

Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с литературной  сказкой Паустовского «Теплый хлеб». Сказка была написана в 1945 году.

а) Стратегия «Ассоциации». Ваши ассоциации, которые возникли, когда слышите слово «хлеб».

- Сгруппируйте слова по категориям.

- Составление кластера или пятистишия. (Выступление от каждой группы).

Хлеб

Душистый, полезный

Кормит, питает, дает

Хлеб всему голова

Жизнь.

б) Что значит слово теплый? Лексическое значение   слова теплый по словарю.

- дающий, источающий тепло;

- защищающий тело от холода (тёплый свитер);

- хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната)  

- отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

- какое из этих значений больше подходит к слову хлеб.

в) Постановка вопроса.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в данной сказке? (напишите свое предположение)

Обсуждение в группах, чтение своих предположений по 1 от каждой группы.

2. Чтение сказки и анализ (план составляется по ходу чтения сказки). 

Первая остановка

- Что вы узнали о героях  сказки? Оправдалось ли ваше предположение? 

- Что является проблемой в рассказе?

Записать свое предположение, о чем пойдет речь дальше.

а) чтение предположений в группах;

б) прочитать лучшее предположение от каждой группы. 

План сказки

1. Панкрат взял себе раненого коня.

 

«Панкрату трудно было прокормить коня».

3. Чтение сказки  дальше.

Вторая остановка

- А сейчас как вы думаете, о чем эта сказка?

- Что случиться? (анализ)

- Почему вы так думаете? Что заставляет вас так думать? (синтез)

4. Чтение  сказки  дальше. 

Третья остановка

- Когда вы читали, какую картину представили, что увидели?

- Как развивались события? (описание) 

- Изменилось ли ваше отношение к Фильке?

- Как вы думаете, о чем дальше будет сказка? (вопрос-анализ)

Учащиеся высказывают устно свои предположения.

5. Чтение  сказки  дальше. 

Четвертая остановка

- Почему бабка вспомнила этот случай?

- Заинтересовал ли Фильку этот вопрос? Почему?

- Как будут дальше развиваться события?

Учащиеся высказывают устно свои предположения.

6. Чтение сказки  дальше.

Пятая остановка

- Что ему посоветовал Панкрат?

- Почему именно к Панкрату пришел Филька?

- Как дальше будут развиваться события в этой сказке?

Учащиеся высказывают устно свои предположения.

7. Чтение сказки дальше.

Шестая остановка

- Помогут ли люди Фильке?

- Почему вы так думаете?

- Что вас заставляет так думать?

Учащиеся высказывают устно свои предположения.

8. Чтение  сказки  дальше. 

Седьмая остановка

- Что можно сказать о Фильке и людях, живущих в этой деревне?

- Как вы думаете, чем завершится эта сказка? (запишите свои предположения, эссе).

9. Дочитать  сказку. 

Восьмая остановка

Совпало ли ваше предположение с концовкой рассказа.

- Понравился ли вам сказка? Почему?

11. Вывод по содержанию сказки.

 

2. Филька живет в деревне с бабкой.

 

Пакрат хотел помочь людям

 

3. Филька обидел лошадь:

а) вышел на улицу;

б) бросил хлеб;

в) конь жалобно заржал;

г) внезапно началась метель;

д) Филькина бабка вернулась домой;

е) замерзли колодцы, вода на реке и озерах;

ж) Филька заплакал.

4. Бабка рассказала Фильке о злом человеке.

 

 

 

5. Филька пришел за советом к Панкрату.

 

 

  

 

6. Филька придумал, что нужно делать.

 

 

 

 

 

7. Все помогли Фильке.

 

 

 

 

8. Филька мирится с конем.

 

- Какова основная идея сказки? Почему сказка так называется?

Сказка  Теплый хлеб» - не о горячем и мягком хлебе, которым человек от души делится с другом. А о том, что только доброта человека способна творить чудеса.

- Какие нравственные законы утверждаются в сказке Паустовского «Теплый хлеб?»

(Верность, трудолюбие, доброта, бескорыстие, умение прийти на помощь в трудную минуту, отзывчивость. Все это помогло людям в трудные годы войны.

В сказке Паустовский показал    «диалог человека и природы»,  неразрывное единство человека и природы.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Вы не раз слышали эту пословицу. Каково её значение?

- Чему учат нас сказки? 

II.  Рефлексия урока (самооценка, взаимооценка).

1. Беседа.

- Можно ли сказать, что это литературная сказка?

- Является ли произведение сказкой или в нем есть признаки другого жанра (рассказа, были).

2. Составьте диаграмму Венна или таблицу для подтверждения своего высказывания. 

Реальные мотивы

Сказочные мотивы

Начало сказки

1. Война, раненый конь, злоба людская, равнодушный, озлобленный мальчик.

1. Мельник – колдун;

 

2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

2. Свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека

3. Решение Фильки идти за помощью к людям.

3. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

4. Совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

4. Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру. Её болтовня, которой никто не верит

5. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

5. Теплый ветер, который прилетел людям на помощь.

- Попытайтесь теперь определить жанр этого произведение:

Сказка, Сказка – притча. Сказка – басня, Сказка – быль

В будущем мы вновь встретимся с произведением этого жанра, читая «Кладовую солнца» М. М. Пришвина.

3. Взаимооценка учащихся (учащиеся в группах выставляют каждому оценку за урок).

4. Итог урока. Метод незаконченного предложения:

- На уроке я сегодня узнал…

- На уроке пришлось задуматься о…

- Особенно запомнились такие  моменты урока…

- Испытывала  трудности   при  выполнении….

- Урок мне понравился или не понравился, потому ….

III.  Домашнее задание

Творческое задание:

1. Ролевое письмо  от своего лица, от лица любого героя, от лица лошади, от корочки брошенного хлеба (пожелания, советы, просьба).

2. Эссе на тему: «Чему учит нас  эта  сказказ»,

«Что с Филькой будет дальше»,

«Сможет ли Филька стать хорошим человеком».

3. Дописать свое окончание сказки.

4. Написать свою сказку.

5. Письменный анализ одной сказки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, литература