Интеллектуальная игра для старшеклассников по МХК: Месопотамия

К работе прилагаются: таблицы с рисунками, схемы, презентация и видеофрагмент

Правила игры: Игру проводит ведущий, участвуют - 2 команды, судит - жюри.  За правильный ответ команда получает балл в виде вырезанной из бумаги звезды. Побеждает команда с наибольшем количеством звезд.

Возрастная группа: Ученики старших классов (10-11 класс)

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, таблички с цифрами для ответов от 1 до 5.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Цель:

Образовательная: В процессе игры закрепить знания и воспитывать интерес к предмету через игровую деятельность.

Воспитательная: Формирование чувства солидарности и здорового соперничества, уверенность в своих силах.

Развивающая: Расширение кругозора, способности быстро ориентироваться, логического мышления, воображения.

План занятия:

Части игры

Время   

 

Вводная часть:

- Организационный момент.

- Целевая установка.

5 мин     

 

Основная часть:

- Конкурсы

35 мин     

 

Подведение итогов:

- Награждение.

- Рефлексия.

5 мин

Ход игры:

I. Организационный момент.

Ведущий. Я приветствую зрителей и участников интеллектуальной игры «Звездный час». Искренне желаю участникам честной игры и заслуженных побед. Надеюсь, что сегодня вы будете дружно работать и покажете, на что вы способны.

II. Целевая установка.

III. Ведущий. В процессе игры вы расширите и закрепите знания по МХК по теме «Месопотамия». Представляю две команды (название), жюри (Ф.И.О.). За правильный ответ вручается звезда, которая соответствует 1 баллу. Побеждает команда с наибольшим количеством звезд. Конкурсы будут сопровождаться презентацией (Приложение 1)

IV. Основная часть.

1) Конкурс «Ученые» 

Ведущий. На экране фамилии ученых, найдите лишнего, того, кто не относится к открытиям в Месопотамии, покажите номер табличкой.

Слайд №1

1. Роберт Кольдевей,

2. Генри Роулинсон,  

3. Марселино де Саутуола,

4. Поль Эмиль Ботта 

2) Конкурс «Географический»

Ведущий.  Перед вами реки, поднимите таблички с номерами, которые верно укажут правильный ответ.

Слайд №2

1. Тигр

2. Нил

3. Эридан

4. Евфрат

- Месопотамия (в переводе с греческого — Междуречье или Двуречье),  в бассейнах каких рек располагается? (Тигр и Евфрат)

- Отряд воинов-чужеземцев (египтяне из войска Тутмоса) подошёл к большой полноводной реке. Воины посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Не может быть! Да ведь эта та река, текущая наоборот!». Какая река так удивила египтян? (Евфрат)

Ведущий.  Перед вами водоемы, поднимите таблички с номерами, которые верно укажут правильный ответ. 

Слайд №3

1. в Средиземное море

2. в Красное море

3. в Чёрное море

4. в Персидский залив 

- Куда впадают реки Тигр и Евфрат? (в Персидский залив)

- На побережье этого моря стояли такие города как Тир, Сидон, Библ, Карфаген. (Средиземное море)

Ведущий.  На слайде написаны города, поднимите таблички с номерами, которые верно укажут правильный ответ.

Слайд №4

1. Ур

2. Вавилон

3. Урук

4. Каир

- Один из самых больших городов Месопотамии? (Вавилон)

- Шумерский город-государство? (Ур)

- Какой город здесь лишний? (Каир)

3)  Конкурс «Боги Месопотамии»

Ведущий.  Соотнесите бога и иллюстрацию стрелочкой. 

 Рис 1

Богиня-мать  — главное женское божество в большинстве мифологий, богиня солёных вод, прародительница богов, богиня злых драконов, злых рептилий и жадности. 

 Рис 2

Энлиль бог ветра и воздуха,

"господин воздуха". 

 Рис 3

Жизнь всему даровал бог солнца. Шумеры называли его Уту, а аккадцы и вавилоняне - Шамаш.

 Рис 4

Мардук в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона, верховный бог Междуречья, бог-покровитель Вавилона.

4) Фрагмент видеофильма для зрителей о Месопотамии (Приложение 2).

5) Конкурс «Письменность»

Ведущий. В III тыс. до н.э. в Месопотамии была изобретена письменность. Внимание вопрос.

Слайд №5

1. Слоговое письмо

2. Алфавит

3. Клинопись

4. Иероглифы

- Как называется система письма, которой пользовались жители Междуречья? (Клинопись)

- Этот принцип письма пришел от древних финикийцев, название ему дали греки, пользуемся им до сих пор мы. Как он называется? (Алфавит)

6) Конкурс «Кластер»

Ведущий. Главная смысловая единица в виде ключевого слова «Месопотамия». Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Рисунок 

7) Конкурс «Вопросы болельщикам»

Ведущий.  Проверим знания болельщиков, вы можете получить звезду за правильный ответ.

- Где находится Междуречье?

Азия 

Европа

Америка

Африка 

- Какие основные занятия жителей Древнего Двуречья вы можете назвать?

Земледелие

Скотоводство

Торговля 

- Что в основном выращивали жители Двуречья?

Пшеницу

Ккартофель

Рис 

- Междуречье представляет собой:

Плоскую равнину

Горную местность

Холмистую равнину 

- Обычно из чего строили здания в Междуречье?

Камня

Кирпичей

Дерева 

- В Междуречье главным источником влаги для полей земледельцев были:

Моря

Реки

Озера 

- Какое  наказание  по  законам  Хаммурапи  полагалось  рабу  за  оскорбление  свободного  человека?

Смертная казнь

Отсечение руки

Отрезание уха 

- К какому виду письма относится клинопись?

Буквенно-звуковое

Пиктографическое

Идеографически - ребусное 

8) Конкурс «Цари»

Ведущий.  Предлагаю вам имена четырех царей, ответьте на вопросы о них.

Слайд №6

1. Хаммурапи

2. Навуходоносор

3. Гильгамеш

4. Ашшурбанапал

- Вавилонский  царь, при  котором  были  записаны  первые  законы, талантливый полководец и мудрый правитель. Кто это? (Хаммурапи)

- Царь, который собрал великолепную библиотеку из глиняных книг, благодаря чему мы можем узнать обо всех сторонах жизни людей в его державе. Имя этого царя? (Ашшурбанапал)

- Этого героя очень любили жители Древнего Междуречья, он голыми руками мог задушить льва, а ради друга отправился на край света. (Гильгамеш)

5. Царь Нововавилонского царства, по приказу которого были построены Висячие Сады, одно из Чудес света. Назовите его имя. (Навуходоносор)

9) Конкурс «Лото»

Ведущий.  Определите, что изображено на иллюстрациях и закройте  их правильными названиями. 

Висячиесады Семирамиды

Вавилонская башня 

Адорант

Ворота богини Иштар 

Зиккурат в городе Ур 

Стела царя Хаммурапи

Рис 1 Рис 2 Рис 3

 Рис 4

Рис 5

 

10) Конкурс «Блиц - турнир» (Конкурс для зрителей)

Ведущий.  В этом конкурсе вопросы требуют однозначного ответа.

- Что означает корень «потамос» в слове «Месопотамия»? ( Река)

- Под каким библейским названием нам знаком зиккурат Этеменанки? (Вавилонская башня)

- Ступенчатые башнеобразные храмы со святилищем наверху. (Зиккурат)

- В честь какого бога установлено святилище на Вавилонской башне? (В честьбога Луны Нанна)

- Геродот отнес это строение в Вавилоне к 7 чудесам света. Что это? (Висячие сады Семирамиды)

- Какое современное государство находится на территории бывшей Месопотамии? (Ирак)

- В каком городе находилась библиотека Ашшурбанипала? (в столице Ассирии — городе Ниневии).

- Какой вид скульптуры получил широкое распространение в искусстве Месопотамии? (Рельеф)

V. Награждение.

Жюри подводит итог игры. Грамотами, дипломами или подарками награждаются зрители, которые набрали наибольшее количество звезд и участники команд 

VI. Рефлексия.

Для анализа работы детей  в группе каждый участник выбирает жетон определенного цвета и опускает его в урну.  Красный жетон, если считает, что он очень хорошо работал в группе, помогал друзьям, много сделал за игру, принимал участие в обсуждении и принятии решений. Зеленый – если чаще наблюдал за работой, чем делал сам, не участвовал в обсуждении и принятии решений.

Литература

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!