Рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа 2100

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), примерной авторской программы по русскому языку для четырехлетней начальной школы (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и в соответствии с концепцией курса, представленной в Сборнике программ «Образовательная система «Школа 2100» начальная школа,  и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Содержание программы

- Учебно-тематический план

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Учебно-методический комплект

- Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), примерной авторской программы по русскому языку для четырехлетней начальной школы (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и в соответствии с концепцией курса, представленной в Сборнике программ «Образовательная система «Школа 2100» начальная школа,  и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у обучающихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у обучающихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.


Содержание программы 

Повторение. (10 или 7 ч)
Слово. (107 или 98 ч)
1. Закрепление умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными согласными в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными согласными на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание безударной гласной в корне (в двусложных словах, в трехсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами.
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы.
Предложение и текст. (22 или 18 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (4 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

 

Учебно-тематический план

 

   № п/п

Содержание раздела

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

  1.  

День знаний.

1

1

  1.  

Повторение

10

10

  1.  

Слово

107

122

 

- Части слова. Корень  Чередование согласных звуков в корне

3

3

 

- Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

4

4+1

 

- Удвоенные согласные в корне слова

5

5+1

 

- Непроизносимые согласные в корне слова

9

9

 

- Безударные гласные в корне слова

7

7+1

 

- Сложные слова и их правописание

6

6+1

 

- Части слова. Приставка

1

1

 

- Безударные гласные в приставках

3

3

 

- Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

2

2

 

- Разделительные Ъ и Ь знаки

5

5+1

 

- Части слова. Окончание и основа

2

2+2

 

- Части слова. Суффис

2

2

 

- Разбор слова по составу

4

4+1

 

- Части речи в русском языке

1

1

 

- Имя существительное как часть речи

2

2+1

 

- Имена существительные одушевленные и неодушевленные

3

3

 

- Род имен существительных

3

3+1

 

- Число имен существительных

4

4

 

- Словообразование имен существительных

8

8+1

 

- Местоимения как часть речи

6

6+2

 

- Имя прилагательное как часть речи

4

4

 

- Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

4

4

 

- Разбор имен прилагательных по составу

4

4+2

 

- Глагол как часть речи

4

4

 

- Правописание частицы НЕ с глаголами

2

2+1

 

- Неопределенная форма глагола

7

7+1

  1.  

Предложение

22

24

 

- Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

3

 

- Главные и второстепенные члены предложения

6

6

 

- Предложения с однородными членами

7

7

 

- Простое и сложные предложения

6

6+2

  1.  

 Повторение

4

13

Итого:

160

170

 

Курс

Раздел

Всего часов

Из них:

Учет знаний

Развитие речи

Русский язык

Раздел 1. «Повторение»

10ч.

(10 ч.)

Административная контрольная работа – 1 ч.

 

 

Контрольное списывание – 1 ч.

 

 

Словарный диктант – 1 ч.

 

 

Проверочный диктант – 1 ч.

 

 

Раздел 2. «Слово»

122ч.  (107 ч.)

Проверочная работа – 11 ч.

Творческая работа. Составление текста. - 5 ч.

 

 

 

Словарный диктант – 3 ч.

Сочинение – 4 ч.

 

 

 

Списывание – 1 ч.

Изложение – 2 ч.

 

 

 

Диктант – 5 ч.

Свободный диктант – 3ч.

 

 

 

Административная контрольная работа – 1 ч.

 

 

Раздел 3. «Предложение»

24ч.

(22 ч.)

Словарный диктант – 1 ч.

Свободный диктант – 2ч.

 

 

 

Проверочная работа – 1 ч.

 

 

Раздел 4. «Повторение»

13ч.

(4 ч.)

Словарный диктант – 1 ч.

 

 

 

 

Контрольное списывание – 1 ч.

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа – 1 ч.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
– определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
 – название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.

Учащиеся должны уметь:
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по со-ставу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану
вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ  

Программно-методическое обеспечение для обучающихся:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник для 3 кл. в 2-х ч. – М.: Баласс, 2009

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3 кл. – М.: Баласс, 2009.

М.А. Яковлева. Тетрадь по чистописанию к учебнику «Русский язык» для 3 кл. – М.: Баласс, 2007.

Л.Ю. Комиссарова. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык»,  3 кл. – М.: Баласс, 2009.

Программно-методическое обеспечение для учителя:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник для 3 кл. в 2-х ч. – М.: Баласс, 2009

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3 кл. – М.: Баласс, 2009.

М.А. Яковлева. Тетрадь по чистописанию к учебнику «Русский язык» для 3 кл. – М.: Баласс, 2007.

Л.Ю. Комиссарова. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык»,  3 кл. – М.: Баласс, 2009.

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Русский Язык. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010.

 

Скачать полную версию