Конспект интегрированного урока русского языка и познания мира 4 класс: Глагол. Охрана растительного и животного мира

Цели:

  • Обобщение знаний учащихся о глаголе. Расширение представлений учащихся об охране растительного  и  животного  мира.
  • Закрепление умений определять время, число  и спряжение глаголов. Развитие творческого мышления, любознательности и наблюдательности.
  • Воспитание любви к русскому языку. Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: интерактивная доска, «Красная книга Казахстана», книга «В краю семи рек», «Моя Родина-Казахстан», тесты, индивидуальные карточки, сигнальные карточки.

Тип урока: интегрированный.

Вид урока:  урок обобщения знаний.

Межпредметная связь: познание мира, музыка. 

Ход  урока:

I. Организационный  момент.

Поприветствуйте, ребята, гостей!

Улыбнитесь друг другу веселей!

Я желаю всем успехов и добра,

А теперь урок начать пора.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное заочное путешествие по нашей необъятной прекрасной стране, побываем в заповедных местах Казахстана. (на интерактивной доске слайды о природе Казахстана, её заповедниках )

- А сейчас внимательно послушайте загадку и подумайте,  о какой части речи говорится в ней?

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать, о действии любом,

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов. (О глаголе)

II. Сообщение темы урока:

- Сегодня мы будем повторять и обобщать всё, что знаем о глаголе. (Оформление тетради, запись числа, работы и темы урока)

А) Минутка чистописания.

- запись нескольких глаголов и предложения «Охранять природу – значит охранять Родину»  -  это и будет девиз нашего урока.

III. Проверка знаний учащихся:

1) Устная работа по вопросам (вопросы появляются на интерактивной доске)

  • что такое глагол?
  • чем является в предложении глагол?
  • что такое неопределённая форма  глагола?
  • какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?
  • что такое вид глагола и что он обозначает?
  • как изменяются глаголы?
  • что называется спряжением глаголов?
  • какие окончания у глаголов 1 спряжения?
  • какие окончания у глаголов 2 спряжения?
  • назовите глаголы-исключения.

2) Работа по тесту «Глагол», тест можно разделить  на 2 варианта по 7 вопросов, а можно оставить как есть (6-8 учащихся)

3) Игра «Не подведи свой ряд». На интерактивной доске появляются слова, учащиеся определяют спряжение и показывают карточки с I и II  спряжением.

Чувствовать, слышать, наблюдать, смотреть, понимать, знать, мыслить, ощущать, терпеть, дружить, охранять, любить.

4) Работа по карточкам: (6 учащихся)(Проспрягать глаголы, выделить окончания, определить спряжение) Взаимопроверка в парах.

5) На интерактивной доске красочные иллюстрации и фотографии:

…. Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй её святынь!

- Ребята,  посмотрите, как прекрасны творения природы! Вот он – хребет Заилийского Алатау, великолепные жайлай, живописные ущелья, бурные водопады, богатейший растительный и животный мир нашего края.

- А  вот,  знакомый нам зверь. (Снежный барс и улар). Дети рассказывают о них небольшие сведения.

6) Работа в тетрадях и у доски.

6.1 Комментированное письмо:

Снежный барс является символом независимого Казахстана.

- А эта птица похожая на индейку – улар. Птица высокогорий, но иногда она спускается в зону лиственных лесов.

Улары обитают в горах.

- А вот пестрыйковер, сотканный природой. Это тюльпаны. Они пробуждаются ранней весной, и  преображают лицо пустыни желтыми  и красными цветами. Тюльпан занесён  в Красную книгу. (Показ Красной книги). Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»

Не  рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядной Земля!

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!

- Как можно дарить поля? (Сфотографироваться или снять на камеру)

- Любуйтесь красотой природы не причиняя ей вреда.

- Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого, кто живет на Земле. И вы, маленькие «граждане Республики Казахстан, обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам». Так записано в Конституции республики Казахстан. (статья 38)

6.2. Запись под  диктовку:

Граждане Казахстана обязаны любить и охранять природу.

IV. Физминутка.  На интерактивной доске ролик из интернета. Дети под  музыку  выполняют движения.

3. Работа по учебнику. (выполнение упражнения «Заповедники  Казахстана»)

- За последние годы человек настолько изменил природу планеты, что многие виды растений и животных могут выжить лишь в заповедниках. Заповедники – это места, где людям запрещено нарушать жизнь природы.

3.1 Задание: выписать глаголы в 2 столбика:

1 спряжение                                                  2 спряжение

Вырубать                                                         косить

Распахивать                                                    охотиться

Собирать                                                          ловить

Устраивать                                                        разводить

(На интерактивной доске правила поведения на природе)

3.2 Глагол «ЗАПРЕЩАЕТСЯ» разобрать по образцу (по таблице)

Запрещается – гл.: что делает? Нсв.в.

Н.ф. – запрещать; 1 сп.;

Наст.вр., 3 л., ед.ч, сказуемое.

3.3 Игра «Кто быстрее?» На доске 4 столбика слов. Четырем учащимся предлагается цифрой указать спряжение глаголов. (Слова на усмотрение учителя)

V. Обобщение.

- Понравился ли вам урок?

- Что же вы запомнили,  усвоили из нашего  урока?  (Надо беречь природу).

- А как, вы можете помочь природе?  (Ответы учеников).

Большой знаток природы Василий Михайлович Песков писал: «Мир без природы, без пения птиц, без запахов цветов, без зверушек с их мягкой шерсткой,  без красавиц – бабочек – беден  и страшен. И человек должен беречь природу, беречь своих соседей по планете, потому, что Земля – наш единственный дом!»

Вернуться к девизу урока:

«Охранять природу – значит охранять Родину»

VI. Итог  урока:

- Над какой частью речи мы работали сегодня? Что мы повторили и усвоили?

- Наше путешествие подходит к концу.

- Вы хорошо сегодня поработали. Молодцы! (Выставление оценок).

VII. Домашнее задание: упр. 616, выучить названия заповедников Казахстана.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!