Конспект урока русского языка 4 класс: Грамматические признаки имени прилагательного

Цель: определение грамматических признаков имен прилагательных.

Задачи:

  • Способствовать выработке умения находить прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки.
  • Воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: SMART BOARD, буквы к чистописанию, слова для физминутки, карточки-помощники.

Ход урока

Организационный момент

- Открываем тетради. Обратите внимание на доску.  

- Что вы видите? (слова, вопросы)
- Какие действия необходимо сделать, чтобы запись даты и названия работы были понятны и соответствовали действительности. (Вставить слова вместо вопросов)

-  Чем различаются вопросы? (окончанием, родом)
-  К какой части речи могут относиться эти вопросы? (имени числительному, имени прилагательному, причастию, которое обозначает временной (непостоянный) признак предмета по действию)
- Предлагайте варианты. Какое января? Красивое? Прекрасное? (Не подходит, не согласуется)
Двадцатое. Ч. Р.  – числительное

- Работа какая? Приятная, Классная? Вторая? (Классная, так как работаем в классе)
Запишите дату и название сегодняшней работы.
В минутке чистописания будет участвовать буква, которую я задумала. Определите её, задав мне как можно меньше вопросов, на которые я могу ответить только "ДА" или "НЕТ" 
Игра "Да, нет-ка"

Ваш выбор сократят буквы, размещённые на стене справа от вас. Ч Т Б Я Ж И Л О И.  
- Эта буква обозначает гласный звук? (Нет)
- Эта буква имеет пару по глухости и звонкости? (Да)  и т. д.

- Открываем часть строки, отодвигая белый прямоугольник. 
- Да это буква Т, строчная, располагается в трёх параллельных линиях, а рядом с ней буква гласная, определите её по кол-ву линий (Ю). Вписываем в линии.. 
Но Т выбирает с кем встречаться. Определите закономерность. 
Сколько получится слогов (10) (ТЮ ТУ ТЁ ТО ТЯ ТА ТЕ ТЭ ТИ ТЫ) 
Сколько из них гласных звуков? (6)

Определите о какой из ч.р. пойдёт сегодня речь на уроке:

Я – часть речи интересная
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить! (Имя прилагательное)  

Определение

- Вы видите две картины, с помощью какой части речи мы  можем описать изображение. 
- Кто хочет описать картину, а мы определим, о каком изображении идёт речь.
(Дети описывают одну из картин с помощью имён прилагательных, а другие определяют)
- Что помогло нам так точно узнать задуманное изображение?

Словарь:  Вы видите группу слов.          
- Какое лишнее? (депо – нет окончания, ин. слово, рельсы – мн. число)
- Что общего? (Сущ., в им. пад.)
- В чём различия? (род – м.р, ж.р, ср.р)

- Подберите прилагательное, которое поможет назвать признак принадлежности всех существительных? (Трамвайный …) 
- От какого слова произошло?  ( Трамвай )
- Каким способом образовано? (с добавлением суффикса – суффиксальным)
Открывают прилагательные, нужно вставить буквы, необходимые для запоминания и окончания прилагательных. 
Отодвигаем картинку. 
трамв___н__  путь             трамвайный путь
трамв__н__ остановка         трамвайная остановка
трамв__н___ рельсы           трамвайные рельсы
трамв___н__депо                трамвайное депо   
- Выделите окончания у имён прилагательных. От чего зависит их написание? (от имени существительного, определяем падеж, род, число)
Вывод: Какие признаки имени прилагательного мы определили? Грамматические. Мы сегодня будем уточнять (определять) грамматические признаки имени прилагательного.          

Дети передвигают слова 
- Сформулируйте  задание. (подобрать словосочетания так, чтобы они были согласованы)

  • Ракетная установка
  • Ракетные войска
  • Ракетное топливо
  • Ракетный институт

Запишите, выделите основу, окончание у прилагательного.  
- Какой грам. признак можно определить? Род у сущ. -  меняется окончание у прилагательного.
- По какой причине? (Зависит от рода сущ.) во мн. числе род определить нельзя. Вывод: у прилагательного можно определить род и число, эти грамматические признаки будут такими же как и у существительного.
Продолжи:
- У глагола начальная форма – (неопределенная форма, инфинитив)
- У имени существительного нач. ф. – ед.ч., им. п.
- У имени прилагательного - …
Предположения ребят.
Что думают об этом филологи, специалисты, узнаем после Ф.МИН

Физминутка

в правом углу возле доски вывешено слово "близкой", а в левом углу "водопой". Девочки по сигналу подойдут к слову, у которого есть окончание -ой,  а мальчики – где -ой входит в корень. Ребята обсуждают и делегируют представителя для доказательства своего выбора. 
Открываем учебник Н.В. Нечаевой "Русский язык" 4 класс 
Стр. 98. Сведения о том, что начальная форма у им. прил. – им.п., ед. ч., м. р.
Упр. 163. парная работа. У доски, один  - составляет словосочетание с одушевлённым существительным, другой с неодушевлённым) в тетрадях.
Вывод.
Упражнение 163 (значок – парная работа)
И.п. лесной человек                    лесной гриб
Р.п. лесного человека                  лесного гриба
Д.п. лесному человеку                 лесному грибу
В.п. лесного человека                  лесной гриб
Т.п. лесным человеком                 лесным грибом
П.п.  о   лесн ом человеке             о лесном грибе
(Один вопрос дети задают ученику - оценивание)  
На столе лежат карточки – помощники, на которых написаны направления,  в случае затруднения некоторым ученикам)

 

1 уровень
окончания склонение
орфограммы проверка
2 уровень
одинаковые окончания склонение
в падежных окончаниях с помощью вопроса

Вывод:

1. Имена приглаг. Склоняются так же как и существительные.

2. В окончаниях прил. могут быть орф-мы в Р.п, В п.
3. У прилагательных, которые согласуются с неод. сущ.  одинаковые окончания в форме им. п. и в. п. У прилагательных, которые согласуются с  од. сущ.  одинаковые окончания в форме р. п. и в. п.  Как у существительных.

Назовите прилагательные.    
Определите морфологический разбор какого прилагательного выполнен. 
Большому (стираем тряпкой), остальное закрыто белыми треугольниками.
У доски  морф. разбор одного прилагательного.

Обобщение

- Какие этапы, задания сегодняшнего урока вам хотелось бы использовать на других уроках?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!