Конспект урока «Непроизносимые согласные» 3 класс

Цель: дать учащимся понятие о непроизносимых согласных, познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, подбирать проверочные слова, развивать наблюдательность, внимание, самостоятельность, творческие способности, речь, орфографическую зоркость;

- прививать интерес к предмету, воспитывать аккуратность, трудолюбие;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными , подбирать проверочные слова, познакомятся с написанием слов с непроизносимыми согласными, которые требуют запоминания, раскрыть значение слов через их этимологию;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем,произведениям А.С.Пушкина, устному народному творчеству

Образовательные ресурсы: Русский язык 3 класс. Учебник для образоват. организации с электронным носителем. В 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор

Основные понятия и термины: слова с непроизносимыми согласными, орфограмма

 

Организационная структура урока 

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
взаим

на уроке

Формируемые умения

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Что же, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпение и старание.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

- Прежде, чем сообщить тему урока, я хотела бы вам прочитать заметку из детского журнала о зимней поре и  о том, что происходит  в природе зимой. Но в тексте, в некоторых словах пропущены буквы. Если мы сумеем восстановить слова, то они подскажут тему сегодняшнего урока. Эти слова на правило, которое мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. Я думаю, что у вас все получится.  

На   интерактивной доске:

Этот зимний день был ненас-ным. Ветер  гнал много гиган-ских туч по небесному  небосводу. Но к поз-нему вечеру ярос-ный   ветер  утих. Из-за тучки выглянуло 

со-нце, и   под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая   картина зимы.

- Какие нужно вставить буквы?

- Выпишите слова с пропущенными буквами в столбик.    ( ненастным, гигантским, яростным, солнце, позднему)

Подчеркните согласные, которые не произносятся.

- Какие согласные не произносятся? ( т, д, л )

- Обратите внимание, когда  же согласные не произносятся в слове?

(когда рядом несколько согласных)

- Как можно назвать согласные, которые не произносятся, но пишутся?

(непроизносимые) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

буквы записываются на доске вместе с учителем, по цепочке выходят ученики.

 

 

 

 

 

ответы детей

 

работают в тетрадях

 

 

 

 

ответы детей

 

Фронтальная, индивидуальная,

групповая

П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; делают выводы по и проверяют эти выводы; используют различные способы поиска информации.

Р – планируют свои действия в соответствии

с поставленной учебной задачей для ее решения;

адекватно проводят самооценку результатов своей учебной деятельности, понимают причины неуспеха.

К – принимают активное участие в работе класса, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства.

Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют интерес к изучению предметного курса

3. Сообщение темы, целиурока

- Итак: тема нашего урока: «Непроизносимые согласные», и мы должны  научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными

Определяют тему, цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа над правилом

- Какие согласные в словах не произносятся, но пишутся?

- Как называются эти согласные?

- Молодцы!

2. – А кто из вас знает, по зиме можно сделать выводы о  будущем лете?  

Если зима  стоит ненастная, будет лето дождливое.

 

- Есть ли в этом предложении слова непроизносимыми словами?

а) читают самостоятельно б) один уч-ся вслух

 

ответы детей

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ненастная и дождливая)

- Как проверить написание слов непроизносимыми согласными?

 

Прочитаем правило

- Как проверить   ненастная, а как   дождливая? (ненастье и дождь)

- Спишите это предложение, проговаривая каждое слово. Подчеркните непроизносимые согласные в словах.

 

3. - Зима была  одной из любимой порой А.С.Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне они милы….

- Мы знаем много стихотворений Пушкина, а как вы помните сказки поэта? 

 

На доске:

Видит: весь сияя в злате,

Царь сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

- Узнаете сказку?

 Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.

с печальной - с грустной

добрый день - здравствуй

пасмурный – ненастный

- Прочитайте полученный текст Пушкина.

- Молодцы, вы справились с этим заданием

 

 

 

а) читают самостоятельно,

б) один уч-ся в слух.

 

 

Физмитнутка

 

 

 

Первичное закрепление

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

 

4. Работа по учебнику:

- А теперь выполните, пожалуйста, самостоятельно упражнение № 228   

 

5.- Отгадайте загадку: На доске: Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене, Найдется сразу дело мне. (лестница)

- Назовите непроизносимый согласный в отгадке (Т).

- Подберите однокоренное слово, чтобы согласный звук стал слышен. (нет такого слова)

6. - Да, таких слов не. В русском языке есть три слова,  в которых нельзя проверить непроизносимый согласный. Но если заглянуть вэтимологический словарь Шанского, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.

На доске:

лестница – лествица (лества+ниц+а)

чувство - чуиство – чути

праздник – праздь+ ник

 

а)слово «лестница» произошло от  древнерусского слова  лествица, от слова лества (то, с помощью чего лезут )+ суффикс -ниц- + окончание  -а.

б) слово «чувства» произошло от старославянского слова чути (слышать, ощущать), но позже это слово изменилось на чуиства, а в 16 веке , по правилам языка – две гласные не могли стоять рядом  и вместо и  поставили  вставочный в, получилось чувство.

в)слово «праздник» произошло от древнерусского слова праздь

(свободный от работы)+ суффикс –ник-.

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 (дети выполняют с последующей поверкой).

 

Выполняют устно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют задания
из электронного приложения
к учебнику
с учителем

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

К-проявляют готовность к слушанию

Л-имеют установку на здоровый образ жизни

 

 

П – проводят анализ, сравнение, обобщение; построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; допускают существование различных точек зрения на проблему.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

7.- Но праздники есть не только у человека, в природе тоже есть праздники. Первый снег. Первый мороз. Появление снегирей. Есть пора в году, когда земля надевает самые ажурные , дорогие, теплые наряды. О какой  это поре?  ( о зиме). 

Работают самостоятельно, (проверяем 2-3 уч-ся).

 

Фронтальная, индивидуальная.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок

- О чем же говорили на уроке?

- Какие согласные называют непроизносимыми?

- Как проверить написание непроизносимых согласных?

Отвечают на вопросы

Фронтальная,

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Аватар пользователя
mariska

06.07.2016

Большое спасибо за ресурс, который поможет отработать одну из сложных тем. Творческих Вам идей. С уважением, Марина Анатольевна.
Добавить комментарий