Конспект урока: Опорные слова в тексте. 2 класс

Цель: формировать умения пользоваться опорными словами при сочинении сказок.

Задачи:

1. Учить учащихся, используя опорные слова, сочинять свои сказки.

2. Закрепить знания об опорных словах.

3. Развивать речь, логическое мышление, память, внимание учащихся.

4. Воспитывать интерес к сказкам, положительное отношение к обучению, приобретению и использованию полученных знаний.

Оборудование: карточки, плакаты с опорными словами; сказочный персонаж – Дракон (сердитый и добрый), блокноты  для детей, ручки.

1. Организационная  часть.

- Сядьте  тихо, а я послушаю. Молодцы, все  сели тихо. 

2. Речевая гимнастика.

- Прочитайте:

На  опушке в  избушке

Живут старушки – болтушки.

У  каждой старушки лукошко.

В  каждом лукошке  кошка.

Кошки  в  лукошках

Шьют старушкам  сапожки.

- Какие  звуки повторяются в скороговорке (ш, к, ж, у), основной звук  -ш-.

- Прочитайте скороговорку хором тихо, затем постепенно увеличивайте темп.

- Можно  ли назвать  текст этой скороговорки сказочным? Почему?

(Можно. Кошки  не  могут шить сапожки  старушкам. Такое  бывает только в сказках. Это вымысел

3. Сообщение темы  занятия. Целевая установка.

- Сегодня на занятии вы покажете, как любите и знаете сказки. Вспоминать знакомые  сказки и придумывать новые  вам  помогут  опорные слова. 

4. Закрепление имеющихся  знаний.

А) Закрепление понятия «опорные слова».

- В одной сказочной стране злой Дракон заколдовал сказки. Он  стёр  их  названия. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по  свету.

Остались только некоторые, самые  главные слова. Чтобы  расколдовать каждую сказку, вам надо по оставшимся  словам восстановить  её, вспомнить,  как  она  называется, кто её  автор.

(на  доске карточки  со  словами)

дед                           коза                   муха

баба                         козлята            денежка

курочка                  волк                 самовар

яичко                      кузнец              гости

мышка                    съел                  паук

простое                   костёр              комар

- Прочитайте слова. Знакомы  ли  вам сказки, от  которых  остались  эти  слова? Как  они  называются? Кто  их  автор?

(1. Курочка Ряба рус. нар. ск.)

(2. Волк и козлята рус. нар. ск.)

(3. Муха – ЦокотухаК. И. Чуковский.)

- Как  вам  удалось  отгадать, какие  сказки  заколдовал   злой Дракон?

(Нам  помогли  главные  слова из  этих сказок, которые были записаны на карточках.)

- Верно, эти  слова  самые  главные  в текстах  сказок, они  помогают  вспомнить  героев, события. Такие  слова  есть  в  каждом  тексте.

- А  кто  из  вас помнит,  как  мы с вами  называем  такие  слова? (Мы  называем  такие  слова  «опорными  словами»)

- Верно, это  опорные  слова, потому что они служат  опорой  текста.

- Расскажите кратко одну  из  сказок, опираясь на  данные  слова. (рассказывают) 

Б) Подбор опорных слов к знакомой сказке.

- А теперь, ребята, посмотрите: опорные слова из двух сказок перемешались, их нужно разделить на 2 группы, вспомнить название каждой  сказки.

(на  доску выставляю карточку со словами)

Мачеха, пёс, петух, бал, осёл, сёстры, кот, башмачок, город Бремен, принц, разбойники.

- Прочитайте  слова. Какие  сказки  заколдовал  злой Дракон?

(«Золушка», «Бременские  музыканты»)

- Кто написал эти сказки?

(1. Шарль Перро. 2. Братья  Гримм.)

- Запишите  в  блокнот  опорные  слова  каждой  из  сказок в отдельные  столбики.

1. мачеха                      2. пёс

    бал                             осёл

    сёстры                          петух

    башмачок                      кот

    принц                          город  Бремен

- Вспомните  содержание  сказок  и  самостоятельно  дополните  столбики  другими  опорными  словами.

(тыква                   мельница

карета                 выгнали

Золушка               разбойники

примерял            уличные  музыканты)      

- Прочитайте  слова,  которые  вы  дописали.    (читают)

Молодцы, с заданием  справились. 

В) Самостоятельный  подбор  опорных  слов.

- Ребята, Дракон желает,  чтобы  вы  выполнили  ещё  одно его задание.

- Вы, должны  задумать по одной из сказок, записать в  блокнот 5 опорных слов. Название сказки не писать. Затем надо обменяться блокнотами  со своим соседом по парте, и отгадать название сказки.

Если вы все отгадаете, друг у друга сказки, то злой и коварный Дракон никогда больше не сможет их заколдовать.

Итак, приступаем к выполнению  задания.

(дети  выполняют  работу, обмениваются  блокнотами, разгадывают, зачитывают)

- Молодцы  ребята, с заданием  справились.

Физ. минутка «День и ночь».

А теперь, я предлагаю  вам  немного  отдохнуть. Поиграем в игру «День и ночь».

- Ребята, посмотрите, что  произошло  с Драконом?

(Он  стал добрым) 

Г) Сочинение  сказки по опорным словам.

(показываю  ребятам карточку с напечатанными словами)

Заяц, волшебное  яблоко, избушка, Лиса, горошина, выгнала, Баран, волшебное  зеркало, Петух, дружно.

- А  теперь прочитайте новые  слова. Как  вы  думаете, все  ли  они  из  одной  сказки? (Нет)

- А  сколько  сказок  спрятано  на  этой  карточке? Давайте  выберем  слова  из  одной  сказки.  Что  это  за  сказка?

(«Заячьи слёзы» или «Лиса, Заяц и Петух» - рус. нар. ск.)

- А  какие  слова  остались? (волш. яблоко, волш. зеркало, горошина)

- Можем  ли  мы  по  оставшимся  словам определить сказку?

(Нет. Потому, что  во  многих  сказках  рассказывается  о  волшебном  зеркале, волшебном яблоке, горошине)

- Теперь  нам  нужно  добавить  к  имеющимся  опорным  словам  другие  слова  и  сочинить  свою  сказку.

- Давайте  решим, кто  в  ней  будет  главным  героем – действующим  лицом?

- Например, главный  герой …  (у  детей  могут  быть  свои  варианты…)  (записываю  на  доску  опорные  слова)

- Что  же  с  ним  произошло?

- Как  к  нему  попали  волшебные  предметы?

- Давайте  запишем  в  блокноты  новые  опорные  слова  ваших  сказок.

- Как  наш  герой  поступил  с  волшебными, сказочными  предметами?

- Куда  он  пошёл?

- Что  из  этого  вышло?

- Какое  название  вы  могли  бы  дать  своей  сказке?

- Кто  уже  может  рассказать  свою  сказку? Опирайтесь  во  время  рассказа  на  опорные  слова. 

5. Домашнее  задание.

- Если  кто  из  вас  не  дописал  сказку, то  вы  завтра  можете закончить её  сочинение. И  в  этом  вам  помогут  записанные  в  блокнот  опорные  слова. 

6. Подведение  итогов.

- Ребята, что  помогло  вам  сегодня  на  занятии  расколдовать  сказки?

(Использование, выделение  опорных  слов.)

- Что  вы  знаете  об  опорных  словах?

(Это  самые  важные, главные  слова  не  только  в  сказках, но  и  в любых  текстах. Они  помогают  запомнить  текст, раскрыть  сюжет.)

- Где  вам  в жизни  могут  пригодиться   опорные  слова?

(Когда  решаем  задачи по математике. Когда  учим  правила. Когда  пересказываем  произведения. Учим  стихи. При  пересказе  текстов  по  окружающему  миру. Когда  будем  писать  изложения  и  сочинения  по русскому  языку.)

- Молодцы, ребята, все  вы  сегодня  хорошо  поработали. Много  сказок  знаете. Даже  пробовали  сочинить  свою  сказку.

Я  думаю, что  умения  пользоваться  опорными  словами  в  жизни  вам  пригодятся  и  помогут  в  учёбе.

Например,

Яблоко  - «Крошечка  Ховрошечка»

«Гуси – лебеди»

«Сказка о молодце – удальце, молодильных яблоках и живой  воде»

«Сказка об Иван – Царевиче, жар – птице и сером  волке» - (русские  народные  сказки)

«Сказка о мёртвой  царевне и о семи  богатырях» - А. С. Пушкин.

«Аленький цветочек» - С. Т. Аксаков.

Горошина  - «Принцесса на горошине» - Г. Х. Андерсен,

«Боб, соломинка и уголь» - Братья Гримм,

«Петушок  и  бобовое  зёрнышко» - украинская народная  сказка,

 Зеркало - «Снежная  королева» - Г. Х. Андерсен,

               «Сказка  о мёртвой  царевне  и  о  семи богатырях» - А. С. Пушкин,

               «Аленький  цветочек» - С. Т. Аксаков,

               «Королевство  кривых  зеркал», «Алиса в зазеркалье»…. и.т.д.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!