Конспект урока литературного чтения 2 класс "М. Пляцковский "Настоящий друг"

УМК: «Перспектива».

Цель урока: познакомить учащихся с произведением Михаила Пляцковского "Настоящий друг".

Ход урока

Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

- Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. 

Сообщение темы и цели урока

На слайде русская народная пословица: Человек без друзей, что дерево без корней.

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (ответы детей)

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- Важна ли для нас эта тема? Почему?

- Как вы понимаете, что такое дружба?

- Согласно словаря С.И. Ожегова...

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

- Как вы думаете, без кого не может быть дружбы?

- А кто такой друг?

Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (словарь Ожегова)

- О дружбе написано много произведений, рассказов, сложено много стихов.

- И вот сегодня с одним из них мы познакомимся. Стихотворение называется « Настоящий друг».

- А теперь посмотрите на текст в учебнике и на текст в рабочей тетради. Сравните эти тексты.

- Чем они отличаются?

- Почему во втором тексте последние строчки повторяются два раза?

- Вот это на уроке нам и предстоит выяснить.

- Написал стихотворение Михаил Пляцковский – известный поэт-песенник.

- А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»? 

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Работа над текстом

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?

- Итак, давайте определим, кто по желанию хочет прочитать это стихотворение? (3 человека)

- Задача читающих заключается в том, что как можно лучше, выразительно прочитать стихотворение.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте определим группу экспертов. (3 человека)

- Задача экспертов состоит в том, чтобы внимательно следить за читающими, оценить их.

- Все остальные внимательно следят как за читающими, так и за оценкой экспертной группы. 

Построение проекта выхода из затруднения

Учебник «Литературное чтение» ч. 1 стр. 116. (Учащиеся читают стихотворение)

- Пожалуйста, группа экспертов, дайте оценку нашим читающим. (Дают оценку, отстаивая свою точку зрения)

- Кто не согласен с экспертами?

- Кто думает иначе?

- Оправдались ли наши предположения, что разговор пойдет о дружбе и о друзьях?

- Как вы думаете, от какого лица написано стихотворение? Кто бы мог его написать?

- Как вы понимаете выражение «Не разлить водой»? (неразлучны, всегда вместе, очень дружны) 

Первичное закрепление во внешней речи учащихся

Работа в парах

- А теперь поработаем в парах. Послушайте задание: прочитайте текст про себя и запишите правила дружбы, используя наше стихотворение. (Работают в рабочих тетрадях)

- Проверим написанное.

- А какие правила бы вы еще сюда добавили? 

Физминутка 

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону

Работа в группах

- Я предлагаю разделиться на 5групп и выполнить следующие задания:

  • 1 группа – собрать пословицы о дружбе.
  • 2 группа – написать, что помогает дружбе.
  • 3 группа – написать, что мешает дружбе
  • 4 группа – написать желания.
  • 5 группа – написать, какими качествами должен обладать настоящий друг.

Проверка заданий.

Вопросы к группам

  1. Какие пословицы о дружбе вы еще знаете?
  2. Что еще можно дополнить?
  3. Что бы вы дописали?
  4. А какое бы было 4 желание?
  5. Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда нужно было проявить качества настоящего друга? 

Включение в систему знаний и повторение

- Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог.

- Что на уроке было для вас новым?

- Что важное взяли вы с урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока? (выяснить, почему последние строчки повторяются 2 раза?)

- Это песня. На слова М. Пляцковского  была положена музыка композитором  Б. Савельевым.

- Я хочу, чтобы мы ее исполнили. 

Домашнее задание

  1. Найти информацию, какие еще детские песни о дружбе написал М. Пляцковский.
  2. Выучить наизусть стихотворение «Настоящий друг».
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!