Конспект урока: опера "Иван Сусанин" Глинка М.И. 4 класс

Цели: Познакомить детей с понятием «опера».

  • Познакомить учащихся с творчеством русского композитора  М.И. Глинкой.
  • Познакомить с содержанием Оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.
  • Учить учащихся  внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.
  • Развивать умение рассуждать о роли музыки в жизни человека.
  • Воспитание музыкальной культуры.
  • Учить выразительно исполнять  русские народные песни.

Музыкальный материал

Содержание

№ треков

 

 

Исполнение

«Моя Россия»

 

Слушание «Песнь об Александре Невском», « Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки

 

 

Слушание Хор  «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки

 

 

Слушание и исполнение р.н.п.

«Солдатушки,  бравы ребятушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Орг. момент.

Приветствие.

2. Проверка домашнего задания.

Исполнение песни «Моя Россия».

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое кантата?

- С какой кантатой мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто сочинил музыку к этой кантате?

- Какие фрагменты кантаты мы прослушали?

- Какую форму строения имеет музыка этих частей кантаты?

После прослушивания характеристика каждой части.

3. Содержание занятия.

Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий  композитор  усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над "Русланом" была написана также музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (1840) и многочисленные романсы. В 1844 году Глинка предпринял вторую поездку за границу. Два года он провел в Испании, собирая народные песни, изучая нравы и обычаи страны. Испанские впечатления отразились в двух симфонических увертюрах-"Арагонская хота" (1845). и "Воспоминания о летней ночи в Мадриде" (1848-1851), красочных, темпераментных, напоенных ритмами и мелодиями испанской народной музыки. К концу 1840-х годов относится также симфоническое скерцо "Камаринская" (1848), сыгравшее исключительную роль в формировании русского симфонизма. В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года  после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.

- Что такое опера?

Опера - музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.

Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра (антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

- Кто такой «Иван Сусанин»?

Иван Осипович Сусанин - это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги  пытались сделать своим  проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам.

В основу содержания оперы лег этот исторический факт.

Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина». Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.

Во время прослушивания определите характер музыки.

- Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»?

Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя!

При прослушивании определите характер музыки.

- Какая музыка по характеру?

- Какое впечатление на вас произвело это произведение?

На прошлом уроке мы познакомились с р.н.п. «Солдатушки,  бравы ребятушки».

- Кто сочинил эту песню? Определите жанр песни.

Слушание. Исполнение.

4. Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Что такое опера?

- С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

- Что вы можете о нем рассказать?

- О чем опера «Иван Сусанин»?

- Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня? Дайте им характеристику.

- Только ли крестьянина Ивана Сусанина или князя Александра Невского прославляют опера М.И. Глинки и кантата С.С.Прокофьева?

- Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?

- Что такое набат?

5. Домашнее задание

1.  Подготовиться к музыкальной «Угадайке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 4 класс, музыка