Конспект урока: Сложение и вычитание именованных чисел с разными наименованиями (с анализом урока)

Данный урок входит в раздел «Стандартные системы мер. Действия с числовыми значениями величин». К этому уроку дети усвоили понятие «именованное число», научились сравнивать именованные числа, преобразовывать единицы длины, массы и стоимости. На предыдущем уроке рассматривались случаи сложения и вычитания именованных чисел, имеющих одинаковые наименования. На следующем уроке будут рассматриваться случаи сложения и вычитания именованных чисел с  несколькими наименованиями.

Цель: открыть способ сложения и вычитания именованных чисел с разными наименованиями.

Тип: урок применения открытого способа действия. 

Ход урока 

1. На доске:

23     6 м     56 кг     5     14     17 коп 

- Что записано на доске?

- На какие группы их можно разделить?

- Что вы умеете делать с натуральными числами?

- А что умеете делать  с именованными числами?

- Какую из этих операций вы выполняли дома?

- Что выражали в разных единицах? (свой рост)

- Проверьте как выполнил это задание Никита. (на доске)

- Где он ошибся? Почему?

- В каких же мерках вы «длиннее»? Почему?

– А человеку нужно знать свой рост? Зачем?

2. – Заниматься измерениями человек начал с незапамятных времен. Но тогда еще не было ни метров, ни сантиметров, ни линеек, ни рулеток. При измерении расстояний человек пользовался руками и ногами. Древними русскими мерами длины были локоть (расстояние от локтя до конца среднего пальца), сажень (расстояние от ступни до конца среднего пальца), пядь (расстояние между концами вытянутых пальцев большого и указательного).

«Семи пядей во лбу» - так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму.

3. А как складывают и отнимают именованные числа?- Умеете вы это делать? Тогда решите 4 примера.

90 см  -  16 см  =                 36 м  + 25 м  =

90 кг  -  16 кг  =                   36 ц  + 25 ц  =

- У кого возникли затруднения при выполнении этого задания?

- Что интересного вы заметили?

- У кого все правильно? Значит вы все «семи пядей во лбу» и без ошибок решите еще 4 примера.

45 км  +  15 км  =                 64 дм  -  14 см  =

45 т  +  15 кг  =                     64 т  -  20  ц  =

- У кого возникли затруднения? Почему? (выделяю красным цветом наименования)

- А кто этого не заметил? Как вы решали?

- А кто это заметил, и все-таки смог решить все примеры?

- Как же их надо было решать? Кто догадался? Сравните свой способ со способом соседа по парте.

- У кого способы решения совпали?

- Как же надо было их решать? Почему?

Вывод: складываем и отнимаем именованные числа только с одинаковыми наименованиями.

-Те, кто решил сам, решали таким способом?

- А теперь замоделируйте этот вывод.

4. – Дорешайте те примеры, которые вы не смогли решить, или решили неправильно. А те, кто их решил сразу, составьте подобные примеры, чтобы мы потренировались потом их решать.

5. – Проверяем.

- Кто решил без ошибок?

- А у тех, кто решил их сразу, все правильно?

6. Проверяем составленные примеры (листочки с примерами на доску).

- Все ли составленные примеры подобны тем, которые мы учимся решать?

Решаем несколько примеров (у доски те, кто их составил).

7. – Какой вопрос встал перед нами на уроке?

- Смогли мы его решить? Как?

- Чему научились?

- А зачем надо это уметь?

- Кто же научился складывать и отнимать именованные числа с разными наименованиями?

8. №184 учебник Э.И.Александровой

- Читаем задание.

- Какие действия надо выполнить?

- Что надо сложить?

- Внимательно посмотрите и сосчитайте, сколько здесь ловушек.

(Если ученики овладели новым способом, то ловушек для них быть не должно)

Дома: составить и решить 7 подобных примеров с именованными числами.

Структура урока

1 этап: рефлексивный контроль.

Задачи: 1. Актуализация опорных знаний (рефлексия понятия

именованного числа и действий с ним).

2. Оценка уровня сформированности понятий.

3. Создание ситуации успеха. 

Опираясь на основные понятия ученики выполняли известные учебные действия, после завершения которых каждый оценил себя. Успешное выполнение первого задания привело к тому, что на уроке начал складываться положительный психологический климат.

2 этап: постановка и решение учебно-практической задачи. 

Задачи: 1. Определение границы работы известного способа.

2. Решение учебно-практической задачи через организацию учебного сотрудничества.

Решая практическую задачу, ученики столкнулись с ситуацией затруднения. Проанализировав причины затруднения, ученики вышли на способ решения проблемы, который был зафиксирован в знаковой модели.

3 этап: применение найденного способа действия.

Задача: Отработка открытого способа действия. 

Ученики выполняли задания, требующие соотношения общего способа действия к решению частных задач. Сильным учащимся было предложено задание повышенного уровня сложности.

4 этап: итоговая рефлексия.

Задача: Формирование механизма рефлексии. 

Для определения уровня усвоения детьми нового способа было предложено провокационное задание.

Взаимодействие на уроке осуществлялось на уровне ученик-учитель, ученик-ученик. Весь урок шла детская рефлексия, в конце урока – итоговая рефлексия. Дети были активны, заинтересованы, диалог вели в рамках учебного сотрудничества.

Цель урока достигнута.

Размер:
6.46 Kb
Скачали:
7