Конспект урока: Переместительное свойство сложения. 1 класс

Работа сопровождается красочными примерами и фото.

Урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации обучения в 1 классе. Предложенные задания позволяют работать над развитием универсальных учебных действий первоклассников, обеспечивают формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей каждого ученика. Использование системно-деятельностного подхода помогает учащимся успешно решать практические задачи.

Цель урока:

Ввести понятие: «переместительное свойство сложения».

Закрепить знания о числах в пределах 10 и математических действиях с ними.

Повторить основные математические понятия: названия компонентов и результатов математических действий, соседей чисел.

Учить формулировать тему, цели урока, подводить итог урока.

Развивать логическое мышление и речь учащихся, внимание, память в процессе анализа выполняемых и планируемых действий. Воспитывать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету.

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная и групповая.

Оборудование:

Тетради, учебники И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, А.С. Итина «Математика 1 класс» (часть  2), веер с цифрами, картинки белка, лиса, орехи, шишки, цифры, набор геометрических фигур, карточки – помощники. 

Ход урока

Краткий комментарий

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Скажите, ребята, почему вы  любите урок математики?

- Продолжите фразу: «Урок математики – это…»

- Верно. Урок математики – это царство смекалки, чудес, веселья, творчества, воображения, исследования.

К.Ф. Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук».

И мы каждый день попадаем с вами в это царство, открываем для себя все новые и новые знания.

Какие задания  вы хотели бы выполнить сегодня на уроке? (Дети предлагают свои варианты.)

План урока:
- устный счёт

- «открытие» новых знаний
- физминутка
- работа в группах
- решение примеров

- рефлексия

Молодцы, ребята, какой интересный урок вы помогли мне составить! Как бы все нам успеть. Итак, в путь!

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу», выделяется содержательная область «могу»

2. Актуализация знаний.

Устный счет: (Дети используют веер с цифрами)

а) Найти число по его описанию

- число, которое на 1 больше 3
- числа, которые больше 2,но меньше 7
- назовите соседей числа 2, 5, 9.
б) Определите закономерность и продолжите ряд

0, 2, 4, …
10, 7, …

в) Каждый должен уже знать,

где здесь натуральный ряд?

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 9…

0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

-Почему этот ряд №2? Что обозначают точки…?

-Что в каждом ряду нужно изменить, чтобы получилась запись натурального ряда чисел?

г) Выложите геометрические фигуры:

- одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме. 

- разные по размеру и цвету, но одинаковые по форме.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности

3. Постановка учебной задачи

Задача в стихах.
Белка с рынка возвращалась

И с лисою повстречалась.
- Что ты, белочка несёшь?
Задала лиса вопрос.
- Я несу своим детишкам
2 ореха и 3 шишки.
- Ты, лиса, мне подскажи,
Сколько будет 2+3? 

Давайте, ребята поможем белочке и лисе

- Что известно в задаче?

- Что требуется узнать?

- Какое математическое выражение можно составить?
(Дети предлагают сосчитать сначала все орехи, а потом все шишки. А можно и наоборот, сначала шишки, а потом орехи.  Двое выходят к доске и записывают выражения).

- Проверим, что у нас получилось: 2+3=5    3+2=5

- Кто из них прав?

Мы же решали одну задачу, почему решение записали по разному? (Один сначала считал орехи, а потом шишки, а другой наоборот)

А почему значение суммы одинаковое?

- Как удобнее вычислять?

- Вспомните, как называются компоненты  сложения?

          3        +            4        =               7

первое слагаемое   второе слагаемое     значение суммы           

Что мы сделали?

Какой мы сделаем вывод?

Вывод: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

- Зачем это свойство понадобилось в математике?

- Как удобнее вычислять 3+2 или 2 + 3?

Откройте учебник стр. 32 и прочитайте правило

Какая тема нашего урока?

Чему мы должны научиться?

Тема урока: «Переместительное свойство сложения»

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий, и озвучивают причину затруднения. Учитель организует исследование детьми возникшей проблемной ситуации. Формулируют тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Продолжим наше исследование. В науке каждое открытие надо подтверждать несколькими доказательствами.

- У вас в конвертиках лежат геометрические фигуры, достаньте их. (4 зеленых треугольника и 6 синих)

- Сколько всего фигур? (10)

- По какому признаку их можно разложить на 2 группы?

(по цвету, форма и размер одинаковые).

- Сравним группы каждого ряда. Верхний ряд — 6 синих треугольников, 4 зелёных.

2 ряд — 4 зеленых, 6 синих.

- Почему же у вас одинаковое количество фигур?

Какое свойство сложения вы использовали? (переместительное свойство сложения)

Давайте дальше подтверждать нашу гипотезу.

На доске: 2+3+5=10     

Поменяем местами слагаемые.

                 3+2+5=10

                 5+2+3=10

                 2+5+3=10

- Какой сделаете вывод?

- Мы ещё раз доказали действие переместительного свойства сложения.

Работа в группах.

У вас на столе лежат пословицы. Слова разрезаны. Давайте попробуем их составить.

Без друга в жизни туго.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Друг познается в беде.

- Можно назвать это предложением?

- Давайте попробуем переставить слова.

 Получилось? Можно ли использовать это свойство на уроке русского языка?

Вывод?

- Как вы думаете, а если пример на вычитание, можно это свойство использовать?

7-3=4

3-7=4 ???

Какой мы сделаем вывод?

«Открытие» детьми нового знания. Устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

 

6. Первичное закрепление

1. Проверим это удивительное свойство на других примерах.

Работа в парах.

У каждой пары есть лист, на котором вам надо составить примеры на сложение с определённым ответом. Написать всевозможные варианты.

- Проверим, что же у нас получилось  (от пары 1 представитель)

- Какой вывод подтвердился? (числа переставляли, а ответ прежний)

В форме коммуникативного взаимодействия решают похожие задания.

7. Самостоятельная работа

«Составь пару».

На карточках даны выражения,

2+4   5+2    6+1    3+5   7+2

необходимо записать выражение, поменяв слагаемые местами.

С обратной стороны карточки – ответы.

Самопроверка выполненного задания

2+4     5+2      6+1      3+5

4+2      2+5     1+6     5+3

Дополнительное задание: Выпиши из таблицы сложения несколько других пар равенств, иллюстрирующих переместительное свойство сложения.

Используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно осуществляют самопроверку. Создается ситуация успеха.

8. Рефлексия деятельности

- Какие математические понятия использовали на уроке?

- Какое свойство сложения мы для себя открыли?

 - Как называются компоненты  сложения?

3       +       4       =       7

первое слагаемое второе слагаемое сумма           

- Как можно прочитать это равенство?

- к трём прибавить четыре получится семь;

- первое слагаемое - три, второе слагаемое - четыре, сумма равна семи;

- сумма трёх и четырёх равна семи;

- три увеличить на четыре получится семь

- Как связанны между собой компоненты сложения?

- если из значения суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое;

- если из значения суммы вычесть второе слагаемое, то получится первое слагаемое.

- Какие свойства сложения нам знакомы?

(переместительное свойство сложения)

"От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется"

Какие открытия вы сегодня сделали?

У каждого на столе лежит оценочный лист.

Дайте оценку своей работы. Сегодня возьмем критерии для оценки:

Интересно - неинтересно, Легко – трудно.

Прикрепите свои листочки на доску.

Молодцы, ребята!

На данном этапе организуется самооценка деятельности

Дети определяют, что они знали и что нового узнали на уроке.

  

Размер:
1.64 Mb
Скачали:
220