Сценарий праздника: Прощание с азбукой

Цель: выявить полученные знания на уроках обучения грамоте;

составить модель ''Речь – Звук/буква''

закрепить понятия ''речь'', ''предложение'', ''слово'', ''слог'', ''звук/буква'';

развивать речь;

воспитывать интерес к занятиям русского языка.

Форма: праздник для 1 класса

Оборудование: Замок Волшебницы Речи (модель); карточки: речь, предложение, слово, слог, буква/звук, ''БДМ ВСГД ВМСТ!'', ''УЕ ЕА ЕЕ!'', ''Будем всегда вместе!''; рисунок: корабль, соответствующие рисунки, к стихотворению Бориса Заходера "Песенка-азбука", где изображены буквы; крупные значки гласных букв, слова ''капитан'', ''матрос'', ''моряк''; схема слова ''моряк''; дипломы.

Действующие лица: учитель, пират, ведущий - ученик.

Ход праздника 

I. Вступление.

Учитель. Давайте вспомним день веселый

            Что в сентябре нас здесь собрал.

Ребенок   Он подружил нас всех со школой

              Удачный старт учебе дал!

              Потом мы в класс пришли.

У. И тайна была открыта для ребят!

Р. Теперь мы в океане Знаний

    А наша комната корабль.

У. Да, да, корабль! А вы! Кто, вы?

Р. (все) Мы – капитаны.

          Отважно все пустились в путь!

Р. С тех пор, друзья, ежеминутно

Вперед стремится наш корабль.

И ветры дуют нам попутно,

И океан нас встретить рад.

Мы дружно грамоте учились.

Бывало трудно, честно говоря.

И все-таки мы многого добились!

И вот на празднике, друзья! 

II. Основная часть. 

У. Дорогие, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.

На чем мы будем путешествовать? (на корабле)

Ребята, но чтобы попасть на корабль и совершить на нем кругосветное путешествие по ''Азбуке'', нам нужно отгадать верно загадки. 

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться.

Надо грамоте учиться. (Книга)

Как догадались?

Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только станут в ряд.

Сразу вдруг заговорят.  (Буквы)

Как догадались?

То я в клетку,

То в линейку,

Написать по мне сумей – ка!

Можешь и нарисовать

Что такое я?       (Тетрадь)

Как догадались?

У. И вот. Ребята, мы на корабле. Но корабль не отплывает. Что же мы забыли? А забыли мы начать строить чудесный замок Волшебницы Речи. Посмотрите вот этот замок. На верхнем этаже живет Волшебница Речь.

А для кого же 1-ый этаж? Попробуйте угадайте.

"Чудесные! Прекрасные!

Гласные! Согласные!

Звонкие! Глухие!

Разные такие!

Без них нельзя

Постичь науки!

Вы догадались?

Это...   (звуки)"

У. Да, это они звуки Волшебницы Речи! А на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?

- А с помощью чего мы можем обозначить звуки? (с помощью букв – специальных значков). А буквы любят поиграть. Игра называется ''Найди свою пару''. Выходите все гласные буквы. Для вас звучит музыка. Ваша задача найти свою пару в танце.

На сцене появляются дети с крупно написанными значками гласных букв. Они кружатся под музыку и в танце подходят к своей паре, образуют пары ая, оё, эе, ую, иы и выстраиваются перед зрителями.

- Итак, какие пары у нас получились? (каждый ребенок называет букву своего соседа).

Все гласные звуки  и буквы мы с вами вспомнили, а вот вспомните какие бывают согласные звуки? (мягкие, твердые, глухие, звонкие)

А вот вам и первое задание (на доске написаны слова ''матрос'', ''моряк'', ''капитан'' и дана схема слова). Давайте хором прочитаем слова. Подберите нужное слово к схеме.

Матрос

Моряк

Капитан

Верно, это слово ''моряк''.

- Так, кто же живет на 1-ом этаже чудесного замка Волшебницы Речи? (звуки и буквы)

Итак, мы с вами отплываем по стране Азбуке. Однажды в этой стране со всеми звуками произошла такая история. Послушайте ее.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и, никак. Кашлянули: -''Кх!''. Потом чихнули: ''Пчх!''. Зачем-то позвали кошку: ''Кс! Кс! Кс!''. И заскучали… вдруг: ''Тсс!'' показалось им кто-то где-то рыдает. Прислушались: ''А-а-а-а! О-о-о-о!' это кричали гласные. Они плакали как малые дети и аукали: ''Ау! Уа!'' и тогда согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но  у них получилось лишь невнятное бормотание:

БДМ  ВСГД   ВМСТ!

И услышали в ответ радостное, но тоже непонятное:

УЕ  ЕА  ЕЕ!

Заключили буквы мир, снова встали рядом и внятно сказали:

Будем всегда вместе!

И с тех пор никогда больше не разлучались.

У. Ребята, а как называется страница в азбуке, где буквы всегда вместе? (алфавит)

А кто же живет на 2-ом этаже замка? Что получится, если подружится гласная с согласным? Если они сольются? (слог) как отличить слог от простого соединения букв? (в слоге всегда есть гласный звук, который образует слог)

Вот вам и второе задание. Среди данных соединений найдите только слоги. Если вы их правильно назовете, то у вас получится какое-то предложение.

До  тр  сви  кл  да  ж  ни  свт  я  пр  ре  мп  гь  бя  зв  та (До свидания ребята!)

Ребята, как вы думаете кто вам может говорить такие лова? (сама Азбука)

Итак, на 2-ом этаже живут … (слоги)

Кто же тогда живет на 3-м этаже замка? Что мы составляем из слогов? (слова)

Вот вам и третье здание. Вот слова, но первые буквы  перепутались и вот, что получилось. Переставьте, у этих слов только 1-ые буквы.

бнига                       книга

езбука                     азбука

аль                           ель

куква                       буква

А какое из этих слов произошло из старославянских букв ''аз и буки''? (азбука)

А кто же поселился на 4-м этаже? (предложение)

Вот и заселили домик Волшебницы Речи. (Стук в дверь. Вбегает пират)

У. Ой, ребята, а это кто хочет помешать нашему путешествию? (пират)

П. А зачем вы тут собрались? Как вас много!

У. Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила? (дети читают стихи)

 

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

И учительница наша

Начинала с азбуки.

И директор наш, ребята,

С азбукой ходил когда-то.

Все ходили в первый класс.

Наша очередь сейчас.

 

Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

"Умею я теперь читать!"

 

Я чернилами сначала

Только палочки писала,

В азбуку теперь гляжу

Буквы смело вывожу

И вот за это говорю:

Азбуке – Спасибо.

Мы узнали на уроке

Как писать и ''а'' и ''р''.

И узнали, например,

Говорят не ''рэ'', а ''эр''.

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

 

П. Да. Важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!. Возьмете? Спасибо! В какую каюту мне пройти?

У. Проходи в каюту  № 3. Ребята, а что такое ''каюта'' на корабле? (помещение на корабле для пассажиров)

Вот вам и четвертое задание. Составьте схему этого слова. (каждый у себя на парте).

Сколько слогов в этом слове? (3) Почему?

Какой ударный? (2-ой)

Сколько букв в этом слове? (5) А звуков? (6)

Почему звуков больше, чем букв? (потому что ''ю'' обозначает 2 звука)

А какие еще буквы мы называем особыми? (е ё я)

П. Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите, а вы их целый год учили.

У. Да, что ты, это не все буквы. Сколько букв у нас всего? (33) сейчас они расскажут о себе. (Дети читают стихи в руках соответствующие рисунки)

 

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же –

Прикатили на еже.

 

Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

 

Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха –

Оседлали петуха.

 

Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья!

 

Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки,

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети, –

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.


У. Буковок маленьких капли-значки

    Дружно сливаются в слов ручейки.

    Вот ручейки эти стали рекой,

    Что называется Азбукой.

    А впереди простирается море,

    Там, на широком и вольном просторе,

    Там, в море Знаний, где волны и ветер,

    Милую Азбуку помните, дети! 

III. Заключение.

Вот и подошел конец нашему путешествию по Азбуке. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. А Азбука вам говорит: ''До свидания!''

Р. До свидания! До свидания!

А на следующий год

Наша Азбука научит

Тех, кто в 1-ый класс придет!

 

П. Доказали, вы, друзья,

Что трудились, вы, не зря.

Азбуку прочли до корки

Вам по чтению – пятерки

Позади нелегкий труд

Слогового чтения!

Вам сегодня выдаем удостоверения! 

Вручение дипломов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: сценарий праздника, азбука