Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг» по окружающему миру для 3-4 классов

Пояснительная записка

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Данная интеллектуальная игра позволит развивать коммуникативные действия: учет разных мнений, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 

В работе приведены фото страниц презентации.

Цель: развитие познавательных качеств учащихся.

Задачи:

1. Развивать коммуникативные действия учащихся.

2. Развивать мышление учащихся через проблемные вопросы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Метод: игра.

Целевая группа: учащиеся 3-4 класса.

Условия проведения: для проведения потребуется медиапроектор, ноутбук, экран.

Рекомендации по проведению мероприятия и подведение итогов:

Учащиеся разделены на 4 команды (3-4 класс). Заранее выбраны капитаны команд, расставлены стулья и столы для соревнующихся. На игровых столах листочки бумаги, карандаши, ручки. Чтобы установить порядок выступления команд, капитаны приглашаются для жеребьевки. Сначала приглашаются команды, капитаны которых вытянули карточки с цифрами 1 и 2. Потом играют команды с карточками 3 и 4. В финале играют команды, которые победили в 1 и 2 туре. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Перед проведением игры, учащимся даются темы вопросов для более тщательной подготовки.

Правила игры:

1. На обсуждение вопроса дается 60  секунд.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о  том, кто будет отвечать.

4. Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть время для обсуждения. 

Ход игры

Слайды презентации

Первая игра (играют команды 1и 2)

Между командами проводится жеребьевка для того, чтобы выяснить, кто начнет игру. Далее, вне зависимости от того, чья команда даст правильный ответ, вопросы будут задаваться по очереди.

Слайд №3

 

Вопросы от знатоков на тему «Лес»

1. "Лес рубят - вертолеты летят"

Обычно срубленное дерево, падая, калечит растущий под ним молодняк. С вертолета спускают трос, обхватывают им дерево и не позволяют ему упасть после срезки. Такой способ заготовки очень дорогой. Предложите другой способ.

(Рубить деревья зимой, когда есть сугробы: стволы деревьев, падая на глубокий снег, почти не повреждают молодняк)

2. "Сядь на пенек!"

Известно,  что бумагу делают из древесины. Чтоб получить тонну бумажной массы, рубят лес на делянке, площадью почти с футбольное поле. Потом остается множество пней, мусора. Все это необходимо убрать, участок -  заново удобрить - и только потом можно сажать новый лес. Это неэффективно. Как вырастить новые деревья быстрее и с меньшими затратами?  (Выращивают ели, высаживая их семена или саженцы на свежие пни. Таким образом,  можно экономить не только при производстве бумаги, но и обеспечить потребность в новогодних елках) 

Слайд №4

При помощи управляющей кнопки   ведущий игры переходит на вопросы

Слайд №5

 

Слайд №6

При помощи управляющей кнопки   возвращаются на слайд №4  для выбора вопроса

Слайд №7

 

Слайд №8

Вопросы от знатоков на тему «Явления природы»

 1. Почему гром гремит, а молния сверкает?  (Молния – сильная электрическая искра, которая возникает при огромном напряжении электрического поля между облаками и землей. Гром происходит не из-за того, что туча с тучей сталкивается, а в результате сильного нагревания воздуха. В воздухе образуются тепловые волны, которые переходят в звуковые)

 

2. Кто «включает» радугу? (После дождя воздух наполнен множеством плавающих в нем капелек воды. В этих капельках преломляются солнечные лучи, свет распадается на составные части, и получается разноцветная полоска.) 

Слайд №9

При помощи управляющей кнопки   ведущий игры переходит на вопросы

Слайд №10 

Слайд №11

При помощи управляющей кнопки   возвращаются на слайд №9  для выбора вопроса

Слайд №12 

Слайд №13

Вопросы от знатоков на тему «Животные»

1. На каком языке говорят попугаи? (Они только имитируют человеческую речь, поэтому они говорят на языке, на котором изъясняются их хозяева)

 

2. Какой корове сытнее живется: хвостатой или бесхвостой? (Хвостом корова отгоняет насекомых в то время, когда щиплет траву. Бесхвостой приходится мотать головой, поэтому она меньше ест)

 

Слайд №14

При помощи управляющей кнопки   ведущий игры переходит на вопросы

Слайд №15

 

Слайд №16

При помощи управляющей кнопки   возвращаются на слайд №14  для выбора вопроса

Слайд №17 

Слайд №18

Вторая игра (играют команды 3 и 4) 

Слайд №19

Вопросы от знатоков на тему «Лес»

1. "Спички детям не игрушки"

Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Почему? (Корневая система ели расположена близко к поверхности почвы, поэтому даже беглый пожар повредит корневую систему ели.)

2. "Листья желтые над нами не кружатся"

Как-то в Сибирь поздней ночью приехал малограмотный в лесном деле, но очень самоуверенный проверяющий. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса? (Не придется, т.к. лес - лиственничный, а лиственница - дерево хвойное, но на зиму сбрасывает свою хвою.) 

Слайд №20

 

Слайд №21

 

Слайд №22

 

Слайд №23

 

Слайд №24

 

Вопросы от знатоков на тему «Явления природы»

 1. Почему звезды падают? (Падающие звезды – это метеоры, космические осколки. Падая на большой скорости на Землю, они разогреваются в атмосфере и, сгорая, падают)

 

2. Куда днем исчезают звезды? (Звезды остаются в небе ночью и днем, только различать их днем  мешает солнечный свет, который намного сильнее звездного).

 

Слайд №25

 

Слайд №26

 

Слайд №27

 

Слайд №28

 

Слайд №29 

Вопросы от знатоков на тему «Животные»

1. Как мухе удается ходить вверх ногами? (В подушечках лапок  мухи  вырабатывается  клейкая жидкость, которая позволяет ей ходить по потолку)

 

2. Почему куры глотают камешки? (Камешки помогают им лучше переваривать пищу. Желудок с камешками заменяет птицам зубы)

 

Слайд №30

 

Слайд №31

 

Слайд №32

Слайд №33

Слайд №34

Финал (играют команды, набравшие наибольшее количество баллов в первой и второй игре):

Слайд №35

1. В царские времена существовал указ о наказании за взятку. Но хитрые чиновники придумали способ, как избавиться от дел, за которые они получили взятку, за одну ночь. С помощью  каких животных и каким способом это удалось сделать? ( Если на ночь поставить на бумаге огарок сальной свечи, то мыши сгрызут свечу вместе с бумагами) 

Слайд №36

 

Слайд №37

 

2. В лес пришли аптекарь, кожевник, пчеловод. Какое одно растение – дерево интересует всех троих? (Ива. Из коры делают лекарство, цветы ивы богаты нектаром, из нее делают вещество для обработки кожи) 

Слайд №38

 

Слайд №39

 

3. Однажды охотник подглядел, как медведь в лесу выкапывал и лизал корни этого растения. Такое лакомство странным образом подействовало на зверя: он разморено, без всякой опаски разлегся на земле. О каком растении идет речь? (Сон-трава) 

Слайд №40

 

Слайд №41

 

4. О каком растении идет речь? Это многолетнее суккулентное растение, обладающее мясистыми листьями и стеблями и способное переносить засуху. Его сок – лечебный продукт и носит название – сабур. В народе говорят, что оно цветет один  раз в сто лет. (Алоэ) 

Слайд №42

 

Слайд №43

 

Подведение итогов, награждение победителей.

Слайд №44 

Размер:
5.67 Mb
Скачали:
75