Сравнения. Творительный сравнения

Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. Например: Встала радуга над рожью, как огромные ворота. В предложении радуга сравнивается с огромными воротами.

Прочитав «Зеленое лукошко», определим его основную мысль (две первые строки, они же повторяются как 10-я и 11-я). Справедливость основной мысли далее подтверждается доступными детям примерами.     

Зеленое лукошко

Всё на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

На кого похож наш ёжик?

— На енота!

— На енота!

Ходит, вьётся под ногами

Кот, похожий на тигрёнка.

Как раскрытый зонтик мамин,

Шляпка тонкого опёнка.

Всё на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

Встала радуга над рожью,

Как огромные ворота.

Мимо дома-великана

Вдаль уводит нас дорожка.

Там клубничная поляна,

Как зелёное лукошко.          

Чем похожи животные и предметы, которые сравниваются в стихотворении? Ежик и енот — небольшие лесные зверьки с острыми мордочками и носами. У тигренка и котенка — тупая мордочка; усы; длинное гибкое туловище; большой хвост, большие мягкие лапы, в которые втянуты острые когти; благодаря таким лапам и тигренок, и котенок могут бесшумно ходить, подкрадываться к своей жертве — добыче, совершать при этом огромные прыжки в длину. Кроме того, котенок, который нарисован в учебнике, похож на тигренка еще и своей окраской: он такой же полосатый, как тигренок.

Так же подробно устанавливается сходство и других парных предметов. Примечательно, что на раскрытый зонтик похож не любой гриб, а именно опенок: у него ножка — длинная и тонкая, как палка зонтика, на которой укреплен каркас, обтянутый материей; шляпка опенка внутри полая (пустая), как и «купол» зонтика; пластинки на шляпке опенка напоминают «ребра» каркаса.

А почему радугу можно сравнить с воротами? У радуги — два конца в противоположных сторонах, справа и слева; у ворот — две опоры, тоже в противоположных сторонах, справа и слева; радуга может то появляться на небе, то исчезать; ворота могут быть то закрытыми, то открытыми. 

Сравнение в форме творительного падежа

По урокам чтения в начальных классах абсолютному большинству детей известна одна форма выражения сравнения — сравнительный оборот с союзом как; от нее и отталкиваемся, доказывая, что сравнение может быть выражено и другими средствами языка, например именем существительным в форме творительного падежа. В этом — смысл замены творительного сравнения сравнительным оборотом с союзом как и наоборот. Попутно ведется необходимая словарная работа и аргументация сравнений.

1) Луна скользит, как блин в сметане. Луна по форме напоминает блин, а белые облака по цвету и «мягкости», расплывчатости — сметану.

2) Листва летела, как звездопад. Звездопад — обильное падение метеоров. Метеор — раскаленное тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли из межпланетного пространства. Падающие листья сравниваются с падающими метеорами — по цвету их, обилию, движению; или листопад сравнивается со звездопадом (осенним).

3) Уж озимь яркая блеснула, как изумруд. Озимь — всходы ржи и пшеницы осенью, под зиму-Изумруд — драгоценный прозрачный камень светло-зеленого цвета. Всходы озимых культур сравниваются с изумрудом по их светло-зеленому цвету и блеску (особенно на солнце).

4) Как золото, сверкает на солнце дождь летучий. Дождь, идущий при солнце («летучий»), сравнивается с золотом: если дождь идет при солнце, то его капли блестят, сверкают, как золото.

Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора.  

Монолог — речь одного лица.

Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Сравнение может быть выражено именем существительным в форме творительного падежа. Такой способ выражения сравнения называется творительный сравнения.

Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них творительный сравнения. Расскажите, что с чем сравнивается в каждом случае. Почему такое сравнение возможно?

Разыгрался ветер                                    И листок с берёзы

На лесной поляне —                              Золотистой пчёлкой

Закружил осину                                      Вьётся и летает

В красном сарафане.                               Над колючей ёлкой.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык