Материал для проведения минуток безопасности

Минутки безопасности по темам:

Как избежать опасности на улицах

Кто стучится в дверь ко мне?

Как уберечься от ударов электрическим током?

Вопросник «Как избежать опасности на улицах»

– Почему надо переходить только на перекрестке и на пешеходном переходе?

– Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?

– Почему опасно переходить бегом?

– Почему опасно переходить улицу наискосок?

– Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?

– Как видит водитель пассажиров автобуса?

– Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?

– Чем опасна стоящая машина?

– Чем опасны кусты и деревья на улице?

– Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

– Почему опасно, когда на улице очень мало машин?

– Как определить, далеко машина или близко?

– Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?

– Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

– Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

– Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных?

– Как определить, что машина собирается повернуть направо?

– Чем опасны машины с прицепом?

– Почему опасно ходить по улицам группами?

– Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?

– Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?

– Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса (троллейбуса)? 

Беседа о безопасном поведении "Кто стучится в дверь ко мне?"

Цель: воспитывать чувство самосохранения; формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Оборудование: плакаты, карточки с номерами телефонов быстрого реагирования на неадекватную обстановку.

Ход мероприятия

(Сцена ярко освещена. Стол. На столе телефон. На занавесе на больших карточках номера телефонов: 01 – пожарная охрана; 02 –милиция; 03 – скорая помощь; 04 – газ.)

Руководитель. Если с тобой случилась беда, набери один из этих телефонных номеров, объясни, что случилось, назови свою фамилию и точный адрес. Всем это понятно?

Дети. Понятно!

Руководитель. Запомните номера этих телефонов. Они должны быть всегда с тобой.

(Дети записывают номера.)

Представляю вам инспектора детской комнаты милиции.

Инспектор. В мои обязанности входят связь со школами района. Всех детей, плохо себя проявивших в каком-нибудь деле (кража, избиение, поломка имущества), ставят на учёт в детскую комнату милиции. За этими ребятами устанавливают особый надзор. Инспектор посещает таких детей на дому, интересуется их учёбой, внеклассной деятельностью. Обычно поведение таких детей бывает развязным, вызывающим. Причиной этому может служить неблагополучная семья, влияние улицы с негативной её стороны. Хорошо, если родители и сам ребёнок понимают своё положение. Если же – нет, то из такого мальчишки (девчонки) может вырасти гражданин, который отравляет жизнь людей.

Руководитель. На такого человека нельзя надеяться. Его все обходят стороной.

Инспектор. Так вот запомните, дети, чего нельзя делать дома!

Руководитель. Открывать дверь незнакомым людям.

Инспектор. Раздался звонок. Спроси: «Кто это?» Не открывай дверь незнакомым людям. Если же кто-то настойчив, можно поступить так.

Ребёнок (громко за дверью). Звоню в милицию! А ты, братишка, зови на помощь в окно или с балкона!

Инспектор. Очень важно детям знать, что нельзя открывать дверь незнакомым людям.

Если кто-то ломится в дверь, нужно срочно звонить в милицию, соседям, на работу родителям.

Руководитель. А теперь поработаем с плакатами.

(Дети ведут рассказы по плакатам.)

Руководитель. Клуб «Спасик» приготовил вам небольшую инсценировку. Здесь можно и посмеяться.

Инсценировка «Грабитель»

(По рассказу А. Курляндского.)

(В записи звонок.)

Мама (кричит). Петя, открой! У меня руки мокрые.

Петя. Сама открой, я занят.

Мама (выходит из кухни). Никогда тебя ничего не допросишься.

Мама (вытирает руки о передник, открывает дверь). Ой!

Человек в тёмной маске (в руках огромный пистолет). Руки вверх!

Мама (поднимает руки вверх, пятится в комнату). Ай! Ой!

Петя (в ужасе). Бр-р-р!

Человек в маске (нагло). Ни с места! Золото есть?

Мама. Откуда у нас золото…

Человек в маске (дерзко). Бриллианты?

Мама. И бриллиантов у нас нет…

Человек в маске (с нетерпением). Хлеб, молоко, колбаса? Очень хочется есть!

Мама. Я не успела. Только с работы пришла.

Человек в маске (разочарованно). Ну, если и еды в доме нет!.. (Грабитель целится из пистолета.)

Петя (кричит). Не надо! Я всё сейчас принесу! У нас магазин тут рядом! (Дрожащими руками шарит по карманам, ищет деньги.)

Мама (жалобно). Петенька, зайди к тёте Нине, займи от моего имени деньги.

Петя (бодрее). Правильно, я сейчас у тёти Нины займу деньги и всё куплю. (Выбегает из квартиры, хлопает дверью.)

Отец (сдёргивает маску с лица, смеётся). Ну вот… А говорила, его ничего не допросишься.

Мама. Ну и подход к сыну нашёл…

Отец. Конечно, нашёл… (снова натягивает маску на лицо). Мы его ещё и завтра за картошкой пошлём.

Руководитель. Подумайте хорошо, можно ли такой метод считать воспитанием?

Права ли мама, открыв дверь, не задав вопроса: «Кто там?».

Трудовое задание вам такое: нарисовать рисунки на тему «Кто там?». Устроим конкурс. 

Беседа "Как уберечься от ударов электрическим током?"

Цели: напомнить учащимся о правилах безопасности при пользовании электроприборами; познакомить с правилами поведения во время грозы; развивать логическое мышление, наблюдательность, память; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: магнитофон и записанные на кассете песни: «Не боимся мы дождя», «Песенка пожарных», «Песенка о дружбе», «Небылицы»; декорации для оформления доски (деревья, цветы); реквизит (розетка, кипятильник, посуда); конверт с заданиями.

I вариант

Учитель (читает стихотворение).

Ветерок подул в окно

И принес к нам в класс письмо,

А в письме задание –

Приготовьтесь к испытанию.

Сегодня мы совершим путешествие в сказку. А о чем эта сказка, вы отгадаете сами, прослушав загадку:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это…   (электричество).

Цель нашего путешествия – побольше узнать об электрическом токе. Об этом нам поведают герои сказки, которая называется так: «Как Заяц подружился с электрическим током». Смотрите внимательно, а затем мы проверим, что вы усвоили.

«Происшествие в лесу» (инсценировка)

Действующие лица: Заяц, Ёжик, Хорёк, Сова.

Действие 1

Класс оформлен, как лесная поляна, справа – домик Ёжика.

Звучит фонограмма песни «Не боимся мы дождя».

Заяц приходит в домик Ёжика.

Ёжик. Привет, Заяц! Как жизнь молодая? Как работа удалая?

Заяц. Да вот бегу по лесу. Дай, думаю, к Ёжику забегу. Давненько не виделись.

Ёжик. Заходи, заходи, Косой! Будь как дома.

Заяц (заходит в дом, видит розетку с торчащими из нее проводами, отвертки на столе). А чем это ты тут занимаешься?

Ёжик. Да вот розетка сломалась. Мастера вызвал еще вчера, а он и сегодня до сих пор не пришел.

Заяц. О, Ёжик! А чем я тебе не мастер?!

Ёжик. А ты учился-то на электрика?

Заяц. Да, помнится, у меня папа им был. Помню, он какие-то проводки куда-то всовывал, но сейчас попробую и я.

Ёжик дает Зайцу отвертку, резиновые перчатки.

Заяц (недоумевая, смотрит на перчатки). А это еще что такое?

Ёжик. Да это же резиновые перчатки, чтобы защищаться от электрического тока.

Заяц. А что, там еще и электрический ток живет? Зачем от него защищаться?

Ёжик. Да, и еще какой! Ну, ты, Заяц, прямо как в первый раз родился. Не хочешь – не надо. Давай так.

Заяц. Сейчас я все сделаю. Что это тут за проводки торчат? (Дергает за проводки.)

Электрический ток (запись на кассете). Давай, давай! Дерни-ка еще посильней. Давно я никого не бабахал. Какой хорошенький, жирненький зайчик.

Ёжик. Заяц, может, не будешь за них дергать?

Заяц. Ох, я же забыл перед работой руки помыть.

Ёжик. А я слышал, что нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам!

Заяц. Можно, Ёжик, можно. Ты видел в больнице, чтобы врачи руки не мыли? (Берет провод мокрыми руками. Возникает небольшой разряд. Заяц охает.) Что-то я делаю неправильно? Посмотрим, откуда этот провод идет. (Наступает на него ногой, возникает разряд.)

Ёжик. Заяц, ты все-таки подожди Хорька-электрика.

Заяц. Да ну его. Я понял, в чем дело. Ну-ка, дай я в розетке отверточкой поковыряю…

Возникает сильный разряд. Заяц падает на пол. Ёж дотрагивается до него, пытаясь спасти, и тоже падает.

Действие 2

Звучит фонограмма песни «Песенка пожарных». Выходит Хорёк и стучит в дверь Ёжика.

Хорёк. Ёжик, ты дома? Можно войти? (Видит, что Ёж и Заяц лежат на полу. Берет резиновую палку и отодвигает провода, делает непрямой массаж сердца. Ёж и Заяц медленно приходят в себя.)

Заяц. Что это было?

Хорёк. Ну, вы, ребята, и молодцы! Не дождались профессионала. Если бы я не поспел, вы могли бы погибнуть. Как же так, вы не знаете правил пользования электрическими приборами и не знаете, как уберечься от ударов током!

Заяц. А что такое электрический ток?

Хорёк. Послушайте, что я знаю об электрическом токе. В природе существуют мельчайшие заряженные частицы. Одни частицы заряжены положительно, а другие – отрицательно. Самые маленькие частицы – с отрицательным зарядом – электроны. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц называется электрическим током. Вы приходите домой, нажимаете на выключатель – и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая на кнопку, вы соединяете проводники, и по ним пошел в лампу поток электронов – электрический ток. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе, в поезде и квартире, на телефонной станции и в магазине. Везде вы встретите электроприборы или просто электрическую лампочку. Если возникли неполадки с током, то в этом поможет электрик.

Ёжик. Говорил тебе, что нужно дождаться электрика.

Заяц. Ну, я же не знал.

Хорёк. Каждый должен знать правила обращения с электроприборами. А вы, ребята, их знаете? (Дети отвечают.) 

Правила обращения с электроприборами

1. Не трогайте руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод, не наступайте на него ногой.

2. Не прикасайтесь мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

3. Не прикасайтесь к человеку, находящемуся под действием электрического тока.

4. Не вставляйте в розетку различные предметы.

5. Не пользуйтесь приборами, у которых испорчена вилка.

И тогда электрический ток будет с вами дружить.

Заяц. Ну, ладно, мне пора дальше бежать. Пока, ребята!

Действие 3

Заяц бежит по полянке. Видит дерево.

Заяц. Отдохну-ка я под этим чудным деревом. Ребята, давайте поиграем.

Слышен гром и шум дождя (фонограмма).

Заяц. Ой, как страшно! Что это гремит? (Смотрит на небо.) Нужно быстрее спрятаться под дерево.

Сова (выходит с большим зонтом). Боже, как испортилась погода! Слякоть, гроза…

Заяц. Сова, скорей иди под дерево! Ведь дождь идет…

Сова. Заяц, находиться во время грозы под одиноко стоящим деревом очень опасно!

Заяц. Видишь ли, я не знаю, что такое гроза. Мама говорила, чтобы я остерегался грозы. А что это, она не сказала.

Сова. Иди ко мне под зонт. Я много прожила, и я-то уж знаю, что такое гроза. (Заяц становится под зонт.) Вот послушай. Водяной пар, поднявшись с земли, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. А чем выше, тем холоднее, и вот вода превращается в льдинки. Капельки и льдинки внутри тучи ударяются друг о друга, сталкиваются, заряжаются электричеством. Вдруг между ними проскакивает искра. Это молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Молнии могут поражать людей и животных, растения и дома. Поэтому для предохранения зданий от разрушительного действия молний ставят молниеотводы. Это может быть металлический стержень. Один его конец возвышается над постройкой, другой закопан в землю. По молниеотводу электричество уходит в землю.

Гроза – очень опасное явление. Но если соблюдать правила, то можно уберечься. 

Правила поведения по время грозы

1. Если вас в походе застала гроза, то ни в коем случае не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Лучше всего переждать грозу в 10–12 м от дерева. На этом расстоянии оно будет играть роль молниеотвода, и вы будете защищены.

2. Опасно бежать во время грозы по открытому полю.

3. В лесу во время грозы надо выбрать место между деревьями на расстоянии не менее 8–10 м от каждого из них.

4. Если вас застала гроза в легковой машине или автобусе – не беспокойтесь, их металлический кузов является хорошей защитой от молнии.

5. Нельзя убегать от шаровой молнии. Движущийся человек вызывает струю движения воздуха и как бы тянет за собой шаровую молнию.

Когда Сова называет правило 1, Заяц пытается отмерить расстояние. Когда называется последнее правило, Заяц дрожит от холода.

Сова. Пойдем-ка, Заяц, к нашему другу Хорьку. (Идут в домик Хорька.)

Действие 4

Звучит в записи «Песенка о дружбе». Хорёк накрывает на стол.

Хорёк. Заходите, я вас угощу горячим чаем. (Ставит в стакан кипятильник.)

Заяц. Ой, как интересно! Какие чудные пузырьки! (Пытается сунуть палец в воду.)

Хорёк. Заяц, ни в коем случае нельзя лезть в воду, которая находится под действием электрического тока. Так как вода очень хорошо проводит электрический ток.

Заяц. Грома уже не слышно, и дождь, кажется, кончился. Вода в реке, наверное, как парное молоко. Пойду-ка я искупаюсь.

Сова. Нет, гроза еще не закончилась. Нельзя во время грозы купаться в реке. Ведь вода – хороший проводник электрического тока.

Заяц. Вы многому научили меня. Теперь мы с электрическим током будем хорошими друзьями. (Заяц, Сова, Хорёк уходят.)

Учитель. А вы, ребята, запомнили, как вести себя в различных ситуациях?

Ситуации:

1) У вас поломана розетка, что делать?

2) У вас загорелся телевизор, что будете делать?

3) Вы отдыхаете на реке, идет дождь, гремит гром, сверкает молния. Как вы будете себя вести?

4) Вы гуляете по лесу, вдруг все загремело, и перед вами огненный шар – шаровая молния. Ваши действия?

Дети отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы все хорошо поняли и запомнили. До свидания!

Материал для проведения минуток безопасности

Раздел: Начальные классы » Разное начальные классы

Минутки:

Как избежать опасности на улицах

Кто стучится в дверь ко мне?

Как уберечься от ударов электрическим током


Вопросник

«Как избежать опасности на улицах»

– Почему надо переходить только на перекрестке и на пешеходном переходе?

– Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?

– Почему опасно переходить бегом?

– Почему опасно переходить улицу наискосок?

– Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?

– Как видит водитель пассажиров автобуса?

– Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?

– Чем опасна стоящая машина?

– Чем опасны кусты и деревья на улице?

– Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

– Почему опасно, когда на улице очень мало машин?

– Как определить, далеко машина или близко?

– Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?

– Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

– Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

– Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных?

– Как определить, что машина собирается повернуть направо?

– Чем опасны машины с прицепом?

– Почему опасно ходить по улицам группами?

– Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?

– Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?

– Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса (троллейбуса)?



Кто стучится в дверь ко мне?

(беседа о безопасном поведении)

Цель: воспитывать чувство самосохранения; формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Оборудование: плакаты, карточки с номерами телефонов быстрого реагирования на неадекватную обстановку.

Ход мероприятия

(Сцена ярко освещена. Стол. На столе телефон. На занавесе на больших карточках номера телефонов: 01 – пожарная охрана; 02 –милиция; 03 – скорая помощь; 04 – газ.)

Руководитель. Если с тобой случилась беда, набери один из этих телефонных номеров, объясни, что случилось, назови свою фамилию и точный адрес. Всем это понятно?

Дети. Понятно!

Руководитель. Запомните номера этих телефонов. Они должны быть всегда с тобой.

(Дети записывают номера.)

Представляю вам инспектора детской комнаты милиции.

Инспектор. В мои обязанности входят связь со школами района. Всех детей, плохо себя проявивших в каком-нибудь деле (кража, избиение, поломка имущества), ставят на учёт в детскую комнату милиции. За этими ребятами устанавливают особый надзор. Инспектор посещает таких детей на дому, интересуется их учёбой, внеклассной деятельностью. Обычно поведение таких детей бывает развязным, вызывающим. Причиной этому может служить неблагополучная семья, влияние улицы с негативной её стороны. Хорошо, если родители и сам ребёнок понимают своё положение. Если же – нет, то из такого мальчишки (девчонки) может вырасти гражданин, который отравляет жизнь людей.

Руководитель. На такого человека нельзя надеяться. Его все обходят стороной.

Инспектор. Так вот запомните, дети, чего нельзя делать дома!

Руководитель. Открывать дверь незнакомым людям.

Инспектор. Раздался звонок. Спроси: «Кто это?» Не открывай дверь незнакомым людям. Если же кто-то настойчив, можно поступить так.

Ребёнок (громко за дверью). Звоню в милицию! А ты, братишка, зови на помощь в окно или с балкона!

Инспектор. Очень важно детям знать, что нельзя открывать дверь незнакомым людям.

Если кто-то ломится в дверь, нужно срочно звонить в милицию, соседям, на работу родителям.

Руководитель. А теперь поработаем с плакатами.

(Дети ведут рассказы по плакатам.)

Руководитель. Клуб «Спасик» приготовил вам небольшую инсценировку. Здесь можно и посмеяться.

Инсценировка «Грабитель»

(По рассказу А. Курляндского.)

(В записи звонок.)

Мама (кричит). Петя, открой! У меня руки мокрые.

Петя. Сама открой, я занят.

Мама (выходит из кухни). Никогда тебя ничего не допросишься.

Мама (вытирает руки о передник, открывает дверь). Ой!

Человек в тёмной маске (в руках огромный пистолет). Руки вверх!

Мама (поднимает руки вверх, пятится в комнату). Ай! Ой!

Петя (в ужасе). Бр-р-р!

Человек в маске (нагло). Ни с места! Золото есть?

Мама. Откуда у нас золото…

Человек в маске (дерзко). Бриллианты?

Мама. И бриллиантов у нас нет…

Человек в маске (с нетерпением). Хлеб, молоко, колбаса? Очень хочется есть!

Мама. Я не успела. Только с работы пришла.

Человек в маске (разочарованно). Ну, если и еды в доме нет!.. (Грабитель целится из пистолета.)

Петя (кричит). Не надо! Я всё сейчас принесу! У нас магазин тут рядом! (Дрожащими руками шарит по карманам, ищет деньги.)

Мама (жалобно). Петенька, зайди к тёте Нине, займи от моего имени деньги.

Петя (бодрее). Правильно, я сейчас у тёти Нины займу деньги и всё куплю. (Выбегает из квартиры, хлопает дверью.)

Отец (сдёргивает маску с лица, смеётся). Ну вот… А говорила, его ничего не допросишься.

Мама. Ну и подход к сыну нашёл…

Отец. Конечно, нашёл… (снова натягивает маску на лицо). Мы его ещё и завтра за картошкой пошлём.

Руководитель. Подумайте хорошо, можно ли такой метод считать воспитанием?

Права ли мама, открыв дверь, не задав вопроса: «Кто там?».

Трудовое задание вам такое: нарисовать рисунки на тему «Кто там?». Устроим конкурс.



Как уберечься от ударов электрическим током



Цели: напомнить учащимся о правилах безопасности при пользовании электроприборами; познакомить с правилами поведения во время грозы; развивать логическое мышление, наблюдательность, память; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: магнитофон и записанные на кассете песни: «Не боимся мы дождя», «Песенка пожарных», «Песенка о дружбе», «Небылицы»; декорации для оформления доски (деревья, цветы); реквизит (розетка, кипятильник, посуда); конверт с заданиями.

I вариант

Учитель (читает стихотворение).

Ветерок подул в окно

И принес к нам в класс письмо,

А в письме задание –

Приготовьтесь к испытанию.

Сегодня мы совершим путешествие в сказку. А о чем эта сказка, вы отгадаете сами, прослушав загадку:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это… (электричество).

Цель нашего путешествия – побольше узнать об электрическом токе. Об этом нам поведают герои сказки, которая называется так: «Как Заяц подружился с электрическим током». Смотрите внимательно, а затем мы проверим, что вы усвоили.

«Происшествие в лесу» (инсценировка)

Действующие лица: Заяц, Ёжик, Хорёк, Сова.

Действие 1

Класс оформлен, как лесная поляна, справа – домик Ёжика.

Звучит фонограмма песни «Не боимся мы дождя».

Заяц приходит в домик Ёжика.

Ёжик. Привет, Заяц! Как жизнь молодая? Как работа удалая?

Заяц. Да вот бегу по лесу. Дай, думаю, к Ёжику забегу. Давненько не виделись.

Ёжик. Заходи, заходи, Косой! Будь как дома.

Заяц (заходит в дом, видит розетку с торчащими из нее проводами, отвертки на столе). А чем это ты тут занимаешься?

Ёжик. Да вот розетка сломалась. Мастера вызвал еще вчера, а он и сегодня до сих пор не пришел.

Заяц. О, Ёжик! А чем я тебе не мастер?!

Ёжик. А ты учился-то на электрика?

Заяц. Да, помнится, у меня папа им был. Помню, он какие-то проводки куда-то всовывал, но сейчас попробую и я.

Ёжик дает Зайцу отвертку, резиновые перчатки.

Заяц (недоумевая, смотрит на перчатки). А это еще что такое?

Ёжик. Да это же резиновые перчатки, чтобы защищаться от электрического тока.

Заяц. А что, там еще и электрический ток живет? Зачем от него защищаться?

Ёжик. Да, и еще какой! Ну, ты, Заяц, прямо как в первый раз родился. Не хочешь – не надо. Давай так.

Заяц. Сейчас я все сделаю. Что это тут за проводки торчат? (Дергает за проводки.)

Электрический ток (запись на кассете). Давай, давай! Дерни-ка еще посильней. Давно я никого не бабахал. Какой хорошенький, жирненький зайчик.

Ёжик. Заяц, может, не будешь за них дергать?

Заяц. Ох, я же забыл перед работой руки помыть.

Ёжик. А я слышал, что нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам!

Заяц. Можно, Ёжик, можно. Ты видел в больнице, чтобы врачи руки не мыли? (Берет провод мокрыми руками. Возникает небольшой разряд. Заяц охает.) Что-то я делаю неправильно? Посмотрим, откуда этот провод идет. (Наступает на него ногой, возникает разряд.)

Ёжик. Заяц, ты все-таки подожди Хорька-электрика.

Заяц. Да ну его. Я понял, в чем дело. Ну-ка, дай я в розетке отверточкой поковыряю…

Возникает сильный разряд. Заяц падает на пол. Ёж дотрагивается до него, пытаясь спасти, и тоже падает.

Действие 2

Звучит фонограмма песни «Песенка пожарных». Выходит Хорёк и стучит в дверь Ёжика.

Хорёк. Ёжик, ты дома? Можно войти? (Видит, что Ёж и Заяц лежат на полу. Берет резиновую палку и отодвигает провода, делает непрямой массаж сердца. Ёж и Заяц медленно приходят в себя.)

Заяц. Что это было?

Хорёк. Ну, вы, ребята, и молодцы! Не дождались профессионала. Если бы я не поспел, вы могли бы погибнуть. Как же так, вы не знаете правил пользования электрическими приборами и не знаете, как уберечься от ударов током!

Заяц. А что такое электрический ток?

Хорёк. Послушайте, что я знаю об электрическом токе. В природе существуют мельчайшие заряженные частицы. Одни частицы заряжены положительно, а другие – отрицательно. Самые маленькие частицы – с отрицательным зарядом – электроны. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц называется электрическим током. Вы приходите домой, нажимаете на выключатель – и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая на кнопку, вы соединяете проводники, и по ним пошел в лампу поток электронов – электрический ток. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе, в поезде и квартире, на телефонной станции и в магазине. Везде вы встретите электроприборы или просто электрическую лампочку. Если возникли неполадки с током, то в этом поможет электрик.

Ёжик. Говорил тебе, что нужно дождаться электрика.

Заяц. Ну, я же не знал.

Хорёк. Каждый должен знать правила обращения с электроприборами. А вы, ребята, их знаете? (Дети отвечают.)



Правила обращения с электроприборами

1. Не трогайте руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод, не наступайте на него ногой.

2. Не прикасайтесь мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

3. Не прикасайтесь к человеку, находящемуся под действием электрического тока.

4. Не вставляйте в розетку различные предметы.

5. Не пользуйтесь приборами, у которых испорчена вилка.

И тогда электрический ток будет с вами дружить.

Заяц. Ну, ладно, мне пора дальше бежать. Пока, ребята!

Действие 3

Заяц бежит по полянке. Видит дерево.

Заяц. Отдохну-ка я под этим чудным деревом. Ребята, давайте поиграем.

Слышен гром и шум дождя (фонограмма).

Заяц. Ой, как страшно! Что это гремит? (Смотрит на небо.) Нужно быстрее спрятаться под дерево.

Сова (выходит с большим зонтом). Боже, как испортилась погода! Слякоть, гроза…

Заяц. Сова, скорей иди под дерево! Ведь дождь идет…

Сова. Заяц, находиться во время грозы под одиноко стоящим деревом очень опасно!

Заяц. Видишь ли, я не знаю, что такое гроза. Мама говорила, чтобы я остерегался грозы. А что это, она не сказала.

Сова. Иди ко мне под зонт. Я много прожила, и я-то уж знаю, что такое гроза. (Заяц становится под зонт.) Вот послушай. Водяной пар, поднявшись с земли, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. А чем выше, тем холоднее, и вот вода превращается в льдинки. Капельки и льдинки внутри тучи ударяются друг о друга, сталкиваются, заряжаются электричеством. Вдруг между ними проскакивает искра. Это молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Молнии могут поражать людей и животных, растения и дома. Поэтому для предохранения зданий от разрушительного действия молний ставят молниеотводы. Это может быть металлический стержень. Один его конец возвышается над постройкой, другой закопан в землю. По молниеотводу электричество уходит в землю.

Гроза – очень опасное явление. Но если соблюдать правила, то можно уберечься.



Правила поведения по время грозы

1. Если вас в походе застала гроза, то ни в коем случае не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Лучше всего переждать грозу в 10–12 м от дерева. На этом расстоянии оно будет играть роль молниеотвода, и вы будете защищены.

2. Опасно бежать во время грозы по открытому полю.

3. В лесу во время грозы надо выбрать место между деревьями на расстоянии не менее 8–10 м от каждого из них.

4. Если вас застала гроза в легковой машине или автобусе – не беспокойтесь, их металлический кузов является хорошей защитой от молнии.

5. Нельзя убегать от шаровой молнии. Движущийся человек вызывает струю движения воздуха и как бы тянет за собой шаровую молнию.

Когда Сова называет правило 1, Заяц пытается отмерить расстояние. Когда называется последнее правило, Заяц дрожит от холода.

Сова. Пойдем-ка, Заяц, к нашему другу Хорьку. (Идут в домик Хорька.)

Действие 4

Звучит в записи «Песенка о дружбе». Хорёк накрывает на стол.

Хорёк. Заходите, я вас угощу горячим чаем. (Ставит в стакан кипятильник.)

Заяц. Ой, как интересно! Какие чудные пузырьки! (Пытается сунуть палец в воду.)

Хорёк. Заяц, ни в коем случае нельзя лезть в воду, которая находится под действием электрического тока. Так как вода очень хорошо проводит электрический ток.

Заяц. Грома уже не слышно, и дождь, кажется, кончился. Вода в реке, наверное, как парное молоко. Пойду-ка я искупаюсь.

Сова. Нет, гроза еще не закончилась. Нельзя во время грозы купаться в реке. Ведь вода – хороший проводник электрического тока.

Заяц. Вы многому научили меня. Теперь мы с электрическим током будем хорошими друзьями. (Заяц, Сова, Хорёк уходят.)

Учитель. А вы, ребята, запомнили, как вести себя в различных ситуациях?

Ситуации:

1) У вас поломана розетка, что делать?

2) У вас загорелся телевизор, что будете делать?

3) Вы отдыхаете на реке, идет дождь, гремит гром, сверкает молния. Как вы будете себя вести?

4) Вы гуляете по лесу, вдруг все загремело, и перед вами огненный шар – шаровая молния. Ваши действия?

Дети отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы все хорошо поняли и запомнили. До свидания!
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: безопасность, ОБЖ