Внеклассное мероприятие: Щи да каша - пища наша

Цели и задачи:

- расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

- расширить представление детей о традиционных русских народных блюдах, традициях, связанных с их использованием;

- способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Оборудование:

 - скатерть, занавески, чугун, ложки, чашки в русском стиле для оформления стола.

- Коллекция злаковых растений: пшеница, овес, ячмень, рис, гречиха, просо.

- Крупы: пшено, рис, гречка, овес, перловка.

- Песенки: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Коза-Дереза».

- Картинки с изображением ладоней, козы, сороки, на обороте-песенка.

- Конверты с пищевыми добавками к кашам и названиями каш.

- Оборудование для сценки: платок, фартук, фуражка солдата, изображение топора. На стенде( доске начало предложения)

- По классу прикреплены начало предложений:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению …… 

Ведущий: Ребята, давайте сегодня вспомним, как жили и что ели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. Начнем мы с бытовых условий. В домашнем быту было принято все порывать, накрывать. В богатом доме на полах лежали ковры, а в бедном хотя бы рогожи. Стены тоже завешивались тканью, тканью накрывали и лавки. Вот и вся красота. По законам того времени не разрешалось украшать стены картинами или зеркалами.

Когда наступало время обеда, стол покрывался подскатерниками, на которых,  во время еды настилались еще и скатерти -  в зависимости от достатка суконные или бархатные, расшитые серебром или золотом. Простые люди довольствовались полотняными скатертями, а совсем бедные обходились и без них.

На стол ставились сосуды для еды: у простого народа это были горшки или чугунки  с кашей, щами и  всяческими салатами. В салаты добавляли все, что угодно: от яблок до холодной телятины. От этих салатов и произошел хорошо вам  известный  винегрет.

Очень удивлялись и до сих пор удивляются  иностранцы вкусом щей. Щи подавали с грибами, рыбой, пирогами. Ели обычно простые люди из одной большой чашки. Отдельной посуды для каждого не предусматривалось. Тарелками служили большие ломти хлеба. Ножей и вилок тоже не было, ели деревянными ложками, которую каждый имел при себе.

Из напитков самым популярным были ягодные или фруктовые соки с морсом, и, конечно же, квас. С чем только его не делали – от изюма до мяты!

- Какие только каши не варили на Руси! Из овса, пшеницы (полба, которой потчевал поп Балду в сказке А.С.Пушкина), гороха, чечевицы, пшена и многих других зерновых культур..

- А из чего же варили, да и сейчас варят кашу? Из крупы.

- Из каких же растений получают крупы?

- Я вам сейчас загадаю загадки,  попробуйте отгадать о каких растениях идет речь? А я покажу вам растение и крупу, которую из него получают.

1. Загадки

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.  (колос пшеницы или ячменя)

Мала малышка – золотая  кубышка.

Сидит мышка в золотой кубышке.  (просо)

Как во поле на кургане

Стоит девушка с серьгами (овес)

В поле сережки

На тоненьких ножках. (овес)

Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят, кто ест похвалит. (гречка)

Единственный из злаков, который растет в воде. (рис)

- Каши у разных народов играли  в жизни особую роль. Они были  не только повседневной  высокопитательной, полезной  пищей, но и ритуальным обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам, кашу(кутью) варили и сейчас варят на поминках, молодоженов  обсыпают зерном желая им  богатой и сытной жизни.

2. Игра «Кашевары»

- Пришла пора и вам кашу варить. У вас у каждого есть ленточка своего цвета. Соберитесь в команды по цвету.

- Вам предстоит кашу сварить. Подойдите по одному человеку от команды.

В этих конвертах задание, из какой крупы  нужно сварить кашу вашей команде.

(В конвертах ингредиенты для варки: вода, перец, молоко, масло, шоколад, соль, сахар, уксус, варенье, цукаты, инжир, курага, изюм, мясо, конфеты, сода, кисель, компот, морковь, лук, чеснок, чернослив.)

- А крупы вот в этих мешочках.

Вам нужно выбрать из него ту, которая вам нужна.

- Готовы? Внимание, начали кашу варить!

- Наша каша получилась на славу! Молодцы!

- Ребята, а знаете, как в старину мамы учили своих дочек кашу варить?

- Дочке в 8 лет дарили вот такую куклу-крупеничку и вот такой горшочек для каши. Кукла- крупеничка и учила девочку кашу варить  «Крупы, - мама говорила: нужно насыпать по ножки, воды налить по пояс, добавить соли и маслица, а кашки будет по шейку».

Ведущий

- Вы, наверняка в самом раннем детстве слышали песенки-прибаутки, в которых поминается  каша,  от своих мам или бабушек?

-Кто-то,  может, вспомнил такую песенку?

Тогда давайте, поучим петь такие песенки друг друга!  Вам нужно будет взять один из фрагментов рисунка на этом столе. Теперь соберите эти фрагменты в картинку, которая лежит на одном из столов,  и соберитесь сами в команду возле этого стола. Переверните картинку и прочитайте песенку. Если сами не знаете,  как её исполнять, можете пригласить в свою команду любого взрослого из этой комнаты. Готовы! Начали!

- А теперь, давайте поучим своих одноклассников этой песенке да еще и с нужными движениями.

3. Песенки

ЛАДУШКИ

- Ладушки-ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

СОРОКА

-Сорока, сорока!

Где была?

-Далеко!

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала-

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

КОЗА

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест

Молока не пьет,

Забодает

Забодает,

Забодает!

- Молодцы! Продолжим наш праздник дальше.

- Иногда говорят «С ним каши не сваришь!» Поговорка пришла к нам  из седой древности. Когда два враждовавших племени заключали мирный договор, то их вожди должны были вместе сварить кашу и съесть на глазах дружины. Без этого мирный договор не считался законным. Отсюда и пошло это выражение «С ним кашу не сваришь».

3. Игра «Ручеек»

- А про вас можно сказать, что «с вами кашу сваришь?»

- Проверим….

- Каждый из вас возьмет на столе полоску бумаги.

- Теперь встаньте в линию предо мной.

- Давайте соберем пословицы, и у вас получатся пары.

- Один должен начать пословицу, а его вторая половина закончить.

- Пары будут вставать друг перед другом.

Каша – матушка наша.

Щи да каша – пища наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Разговорами каши не сваришь.

Русского мужика без каши не накормишь.

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Где щи да каша – там место наше.

Хороша кашка, да мала чашка.

- Получился ручеек.

- После ужина, вечером наши предки любили поиграть.

- Мы тоже с вами сейчас поиграем. Игра называется «ручеек». Знаете такую игру?

- Давайте в него поиграем?

(Игра «ручеек»)

Ведущий 

- А сколько сказок, сюжет которых связан с кашей, придумано!

- Может  быть вы мне назовете какие-нибудь?

(Лиса и Журавль, Машенька и Медведь, Морозко, Горшочек каши, Гуси-лебеди…)

- Одну из них попробуют инсценировать ваши гости. Приглашаю двух желающих инсценировать одну из этих сказок.

(Оборудование:  платок, фартук, солдатская фуражка)

Сценка "Каша из топора".

(Входят Солдат и Старуха.)

Ведущий:

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат:

Здравствуй, Божья старушка!

Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха:

Вон там на гвоздике повесь.

Солдат:

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха:

Где хошь, там и заночуешь.

Солдат:

Глухая! Подавай на стол!

Старуха:

Да нечего, родимый!

Солдат:

Свари кашицу!

Старуха:

Да не из чего, родимый!

Солдат:

Давай топор, я из топора сварю.

(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)

Ведущий:

Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат:

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)

Ведущий:

Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха:

Готова ли?

Солдат:

Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)

Солдат:

Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!

(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)

Старуха (смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будет есть?

Солдат: 

Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)

(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)

Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

- Узнали сказку?

- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

- Какие каши ещё известны?

- Я тоже хочу дать вам рецепт каши. Называется она Суворовская каша. А рецепт ее родился в походе Суворова.  1799 году русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым совершала труднейший переход через Альпы со своими войсками. Солдаты, один за другим, умирали от усталости, холода, а главное голода. Тогда главнокомандующий начал думать, как накормить своих солдат. Наконец Суворов нашёл верное решение. Он приказал собрать у солдат остатки продуктов и сварить в общем котле кашу. Чего только не было в этой каше: лук, пшено, морковь, перловка, горох и многое другое. Получившееся блюдо было сытным, а главное горячим. В честь создателя кашу назвали "Суворовская".

Рецепт Суворовской каши:

лук репчатый - 6 шт.

морковь - 2 шт.

пшено - 4 ст. ложки

перловая крупа - 4 ст. ложки

горох - 4 ст. ложки

растительное масло - 2 ст. ложки

вода - 2 стакана

соль - по вкусу

 Лук и морковь необходимо обжарить, пшено, перловку и горох перебрать и промыть. Далее нужно выложить овощи и смесь из круп в кастрюлю и залить водой (3 стакана). Затем добавить соль и довести кашу до готовности. Итак, каша готова.

- Кто заинтересовался, может взять рецепт на столе.

5. Итог занятия.

- На этом наше занятие окончено. Кто желает высказать свое мнение, подойдите к тем словам,  которые вам захотелось бы продолжить.

На стенде ( доске начало предложения)

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!