Мигель де Сервантес и его Дон Кихот

В конце XV века Испания стала единым объединенным государством. Дремавшие творческие силы получили бол ее благоприятные возможности для развития в различных сферах действительности.

Страна с некоторым опозданием вступала на путь ренессансного переустройства, сказавшегося, естественно, и в подъеме культуры.

 

Испания, как и соседняя Португалия, вела в Америке захватнические войны, которые помогли укреплению ее политического и экономического значения. Однако огромные ценности не способствовали обогащению страны и ее экономическому развитию. Стремление стать мировой державой, вмешательство в дела европейских государств оказались причиной многих неудач внешней политики. Отпадение Нидерландов и разгром дорого стоившего флота "Непобедимой армады" свидетельствовали о начале упадка могущественной державы.

Монархия, в границах которой "никогда не заходит солнце", не смогла остановить кризис в сельском хозяйстве, сказавшийся в отказе от более совершенных форм его ведения, не сумела выдержать конкуренцию с такими морскими государствами, как Англия, Нидерланды, отчасти Франция, и не смогла сохранить свои позиции в области торговли и промышленности. Награбленное в заокеанских землях не спасло Испанию от финансового краха.

Естественно, что горожане и крестьяне несли бремя непосильных налогов, в то время как безмерная роскошь, беззаботное существование, увеселения стали узаконенным уделом высшей знати и правящих кругов. Безудержная эксплуатация большинства государством, церковью, владельцами латифундий заставила многих задуматься и выступить против несправедливости и произвола монархии Габсбургов.

Испанская литература и изобразительное искусство имели неплохие традиции. Прежде всего надо помнить о превосходной традиции лиро-эпического романса, который аккумулировал разнообразную тематику, зачастую откликаясь на события политической и общественной жизни. Недаром

Мигель де Сервантес охотно пользуется этим поэтическим жанром, в частности при обмене посланиями литературных героев в "Дон Кихоте".

Мигель де СервантесМигель де Сервантес

При всей надуманности и нарочитой занимательности рыцарских романов, получивших огромное распространение не только в Испании, в них наметился и реализовался интерес к психологии героев, и эта их особенность определила сочувственное отношение Сервантеса в его романе. События колониальных войн вызвали к жизни конкистадорские поэмы. Изнанка этих событий была изображена заурядными их участниками Д. Диасом и М. Кастро, правдиво рассказавшими о грабежах, насилиях и убийствах при завоевании Мексики и других стран Кортесом и иными конкистадорами.

Известное место занял в испанской литературе пастушеский роман, нашедший отражение и в творчестве Сервантеса, в его романе "Галатея", в некоторых эпизодах и рассуждениях в "Дон Кихоте". Этот сентиментально-психологический вариант романа имел свой круг читателей и сторонников.

Таким образом, испанская действительность XVI -XVII веков и уровень литературного развития страны заставляли ожидать талантливого и многосторонне одаренного художника, который сумел бы возвысить свой голос гуманиста в изображении и осуждении эпохи, а также придать родной словесности масштабы и значительность, каких она до него не знала. Этим гениальным писателем стал М. Сервантес.

К рядам обнищавшего дворянства, получившего в Испании название идальгии, принадлежала семья бедного врача, в которой в 1547 году, родился сын. Его нарекли, именем Мигель, присоединив родовую фамилию Сервантес Сааведра. Из всех детей только Мигедь получил высшее образование, очевидно с детства обладая способностями, обращавшими на себя внимание. Что могло ждать талантливого, но бедного, юношу, лишенного поддержки знатных покровителей из числа грандов?

Сервантес владел поэтическим даром и стихами на смерть королевы Изабеллы Валуа привлек к себе интерес, однако надо было думать не только о себе: семья находилась в плачевном положении. Не щадя своего самолюбия, молодой поэт становится доверенным слугой кардиналу Аквавивы, который берет его в составе свиты в Италию.

Политические события и возможность военной карьеры приводят Сервантеса в ряды испанских войск, участвующих в войне против Турции. Тяжелое ранение в битве при Лепанто (1571), где проявил храбрость и самообладание, сделало его непригодным к службе в строю. Превратности судьбы достигли предела, когда Сервантес и его брат стали пленниками алжирских пиратов, напавших на фрегат "Солнце", направлявшийся из Италии в Испанию.

Многие тысячи испанцев оказались в тяжелейших условиях, о чем Сервантес писал министру Филиппа II Матео Васкесу, прося о помощи и принятий мер к освобождению. Несколько раз Сервантес пробовал бежать из плена, но все кончалось неудачно; только при помощи денежного выкупа ему удалось, возвратиться на родину в 1580 году.

Безрадостны были "впечатления бытия" Сервантеса: семья еще больше нуждалась, чем прежде, расчеты вернуться на военную службу или стать писателем оказались неосуществимыми. Отчетливее, чем раньше, он увидел крайнюю изолированность светской и церковной знати от интересов народа, к пониманию которых приблизился вплотную за годы военной деятельности и алжирского плена.

Неудачная судьба пастушеского романа "Галатея", который не принес ни известности, ни облегчения житейских трудностей, заставила Сервантеса искать других путей. После женитьбы и переезда в Севилью он в поисках заработка становится комиссаром интендантства военного флота, а затей чиновником по сбору недоимок. Тут ему снова пришлось хлебнуть горя.

Трудно сказать, самое содержание работы или наблюдения над произволом и насилием, которым, казалось, нет конца в нищенской испанской деревне, вызывали больше раздумий и ощущения собственного бессилия. Ложные обвинения и непроизвольные промахи по службе не раз приводили автора "Дон Кихота" в тюрьму, так что границы его жизненного опыта достигли возможного предела.

Сервантес не оставлял литературной деятельности, принимая участие в поэтических состязаниях, работая в малоизвестном в Испании жанре новеллы. Самое удивительное, что этот нуждавшийся и непризнанный писатель нашел мужество работать над главной книгой своей жизни - "Дон Кихотом", первый том которого появился в печати в январе 1605 года.

Переехав в Мадрид, Сервантес установил личные отношения с такими писателями, как Кеведо, Эспинель и Лопе де Вега. Автору романа о Рыцаре Печального Образа уже немало лет, лишения и постоянная нужда подорвали его здоровье, но Сервантес впервые нашел себя как писатель и лишь в постоянном творческом труде черпая силы. Можно только удивляться этой неутомимой плодотворной деятельности.

Закончен и вышел второй том "Дон Кихота" (1615), в 1613 году издаются "Назидательные новеллы", по духу столь близкие гениальному роману, а в 1614 году - "Восемь комедий и восемь интермедий" (и в интермедиях Сервантес во многом остается неповторимым, самобытным творцом). При жизни писателя не появился его большой роман "Странствия Персилеса и Сехисмунды", полностью подготовленный к печати; он был издан через год после смерти автора, в 1617 году.

Уже было сказано, что испанская литература до Сервантеса достигла значительных успехов. Следует упомянуть еще о плутовской повести и романе, стремившихся показать повседневность без прикрас. И умолчаний, изобразить судьбу людей, обиженных судьбой, много повидавших и усвоивших простую истину, что без защиты себя, своих интересов существовать трудно. Пикаро, герой плутовского романа, был деятелен, его характер мало менялся на протяжении повествования, но приключения, в которых он неизбежно участвовал, как бы восполняли черты этого авантюриста.

Присущие этому жанру свойства особенно ярко проявились в анонимном романе "Жизнь Ласарильо с Тормеса"; суровая действительность дает себя знать на каждом шагу и заставляет Ласаро приспособляться к встреченным людям, возникшим обстоятельствам. Без твердых нравственных основ, без всякого воспитания, он думает только о заработке и внешнем благополучии. Он не прощает оскорблений и обид, ища удобный случай для мести, и всегда умеет постоять за себя; однако иной раз ему присуще бескорыстие, как в эпизоде с нищим оруженосцем (в чем-то сходном с ламанчским рыцарем), когда Ласаро готов взять на себя все заботы об этом неудачнике. Смена лиц, встречаемых героем, помогает автору создать живописный фон, изобразив современную Испанию.

Хорошее знание и понимание отечественной литературы, обширные сведения, приобретенные на университетской скамье, и впечатления собственной жизни помогли Сервантесу преодолеть ранние искания и области лирической поэзии и пасторального романа, подойти к решению важнейшей задачи нового эпоса и к созданию реалистического романа.

Дон Кихот Ламанчский и Санчо ПансаДон Кихот Ламанчский и Санчо Панса

Каковы были условия создания "Дон Кихота"? Об этом известно ничтожно мало, даже новые исследования не могут показать лабораторию писателя. Одно совершенно ясно: желанию писать, творить всегда препятствовала необходимость писать отчеты и проверять счета.

Грустно было Сервантесу сознавать свою беспомощность, когда его дважды бросали в тюрьму, а казнокрад и проходимец герцог Медина Сидония, главный виновник гибели "Непобедимой армады", оставался на свободе. Однако время тюремного заключения можно было отдать размышлениям и работе над задуманной эпопеей. Какой большой запас творческой энергии и какую твердую волю и веру в себя проявил замечательный автор романа о Дон Кихоте и Санчо Пансе, чтобы не отступить от задуманного!

У Сервантеса сначала явилась мысль осмеять рыцарский роман, получивший очень большое распространение. Надо было набраться смелости, чтобы ополчиться против произведений, рисующих вымышленный мир чувств и событий, которые, казалось, прочно заняли место среди наиболее читаемых книг. Автор отступил от традиции рыцарского романа, прежде всего изобразив реальную жизнь с сотнями живых людей, принадлежащих к самым различным сословиям.

Превосходно зная испанскую деревню и ее обитателей, он не только видел ее бесправие и нищету, но и осознавал ее как крайнюю противоположность замку богатого гранда, владельца бескрайних земельных угодий. Кто мог лучше рассмотреть подлинное лицо современной Испании, как не обнищавший дворянин-идальго, достаточно образованный и начитанный человек, бежавший от скудной действительности в фантастическую, книжную страну рыцарства, отжившего свой век и превратившегося в угодливых придворных, ищущих выгодных постов и влиятельного покровителя?

Сервантес ярко покажет в романе это вырождение рыцарства, особенно в картинах, изображающих герцогский двор, пребывание у Дон Диего де Миранда, Алонсо Кихано Добрый становится Дон Кихотом Ламанчским в результате бегства (а разве оно возможно?) от повседневного недоедания, скудости умственного общения, серенькой жизни, бегства, которое он попытался осуществить сначала один, а потом найдя помощника в лице крестьянина Санчо Пансы, ставшего его оруженосцем. Худой и высокий Дон Кихот и приземистый, толстый Санчо Панса, тощий Росинант и упитанный осел оказались в центре сюжета, придавшего единство сложному творению, которое стало вечным спутником человечества.

Постепенно введя главных действующих лиц в роман, Сервантес в I главе говорит о перерождении бедного идальго в странствующего рыцаря, готового отправиться в дальний путь во имя защиты и помощи обездоленным, униженным, нуждающимся в утешении. Самые сборы героя отмечены в литературоведении многократно как удивительный образец словесной живописи; к ним примыкают рассуждения о почетном новом рыцарском имени, о необычной кличке для коня и, наконец, о выборе прекрасной дамы, без которой ни один рыцарь не может обойтись.

Скачать полную версию материала "Сервантес и его "Дон Кихот" вы сможете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: творчество, биография