Методическая разработка ролевой игры в ДОУ «Выборы правителя волшебной страны»

Автор: Черноусова Марина Алексеевна, МБУ ДО Ремонтненский Центр детского творчества, Ростовская область, село Ремонтное, старший методист по инновационной работе

Данная ролевая игра разработана на основе методических рекомендаций для воспитателей детских садов и учителей начальных классов «Приключения инопланетянчика в России. Зачем нужны выборы» (3–е издание, 2006 г.)

Ролевая игра «Выборы правителя волшебной страны» рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста с привлечением родителей и педагогов.

Во время подготовки к игре советую особенное внимание уделить работе с родителями, так как они нередко испытывают пробелы в знаниях основ избирательной системы и не всегда принадлежат к активному электорату. Поэтому на родительских собраниях, особенно накануне выборов, можно провести «информационные минутки», экспресс – диагностику на выявление правовых и конституционных знаний и т.д. Во время проведения ролевой игры необходимо обязательно привлекать родителей. Это поможет активизировать их к участию в государственных выборах.

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста начальных понятий о гражданственности, ответственности за выбор.

Задачи: 

- ознакомление детей дошкольного возраста с основами избирательной системы страны;
- развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- воспитание толерантного отношения к ровесникам.

Краткое описание подготовительной работы:

- дети получают письмо от "жителей волшебной страны" в красочном конверте, с помощью воспитателя знакомятся с его содержанием (Приложение № 1);
- заранее проводится конкурс рисунков и названий "Моя волшебная страна";
- по итогам конкурса отбираются несколько «кандидатов» (3 - 5 человек). Они получают задание: подготовить самопредставление (Приложение № 2) и защиту (презентацию) своей "страны";
- дети вместе с воспитателем изучают основы избирательной системы нашей страны посредством компьютерной игры "Веселый паровозик. О выборах для самых маленьких" и выполняют задания книжки – раскраски «Приключения инопланетянчика в России. Зачем нужны выборы»;
- для родителей проводится тематическое собрание «И право, и долг» (Приложения № 6, 7);

Роли:
- Волшебник (ведущий),
- сказочные персонажи (помощники ведущего),
- "кандидаты",
- "избиратели",
- "члены избирательной комиссии" (дети, знающие буквы).

Материалы к игре:
- модель избирательного участка (стол для избирательной комиссии, информационный стенд, кабинка для голосования, ящик - урна);
- таблички с буквами для избирательной комиссии (Приложение № 3);
- бланки списков избирателей (Приложение № 4);
- бюллетени (Приложение № 5);
- "паспорта" (примерный вариант - на бейдже помещается фамилия и имя ребенка, или условное обозначение - картинка);
- для "кандидатов" - бейджи с условными обозначениями ("бабочка", "божья коровка", "снеговик" и т.п.);
- реквизит к играм (2 планшета с чистыми листами, 2 маркера).

Сценарий

Актовый зал оформлен под избирательный участок (слева – стол для "избирательной комиссии", в центре - кабинка для голосования, справа - ящик – урна; на информационном стенде находится вывеска с названием мероприятия - "Выборы правителя волшебной страны", плакаты). Зал украшен шарами, цветами, веселыми рисунками. Для "кандидатов" поставлены стулья в ряд.

Фонограмма песни "Маленькая страна".

Танцуя, выходят сказочные персонажи, за ними - Волшебник.

Волшебник:

Добрый день, дорогие ребята и ваши старшие друзья! Я, Волшебник всех чудесных стран, и жители маленькой волшебной страны, рады вас видеть. Как же нам приятно, что вы откликнулись на наше письмо. Или, может, я ошибаюсь? Может, вы и не читали его? (Реакция детей: "Читали, читали…") А о чем мы вам написали? (Дети передают содержание письма и просьбу: выбрать правителя и придумать название волшебной стране).

1 - й сказочный персонаж:

Да-да-да… Нам так не хватает правителя. Нас некому защитить, каждый из жителей других стран может нас обидеть.

2 - й сказочный персонаж:

Да мы и сами стали обижать друг друга. Ссоримся по пустякам. Никакого порядка нет в нашей прекрасной стране.

Волшебник (беседует с детьми):

А как вы думаете, ребята, зачем в каждой стране нужен правитель? (Дети: "Следить за порядком, защищать жителей…")
А как называется страна, в которой вы живете? (Дети: "Россия").
Кто правит Россией? (Дети отвечают: "Президент").
Как можно стать президентом? (Дети отвечают: "Его должны избрать жители страны").

А кто помогает президенту управлять страной? Кто принимает законы? (Дети отвечают: «Его помощники», «Депутаты»).
Президент сам выбирает себе помощников? (Дети отвечают: «Нет. Их тоже выбирают жители страны»).
А каким должен быть президент и его помощники? (Дети отвечают:
"Умными, достойными…")

Да! Правитель волшебной страны должен быть умным, должен любить свой народ, помогать ему жить лучше. И сегодня нам с вами предстоит выбрать правителя из числа ребят (показывает на сидящих в ряду детей) - «кандидатов», тех, кто хочет доказать нам, что достоин быть правителем. Они сейчас представятся, расскажут о себе и о том, какой видят волшебную страну: как она называется, что в ней интересного…

Самопредставление "кандидатов". Волшебник, представляя "кандидатов", указывает на их символ - условный рисунок, который находится на бейдже. Сказочные персонажи поддерживают выступающих "кандидатов", выражают одобрение и восхищение.

Волшебник:

Ну, я даже не знаю… У кого же лучше страна? Кто достоин из ребят стать правителем? Ох, и сложно сделать выбор. А вы, ребята, как считаете? Кого бы вы выбрали? (Дети отвечают, их прерывают сказочные персонажи).

1 – й сказочный персонаж:

Так как же выбрать правителя? (Дети отвечают: «Надо голосовать»)

Волшебник:

Давайте скорей голосовать. Кто за… (Его перебивают помощники)

Сказочные персонажи:

Тише, тише… Волшебник, ты что забыл? Так никто не голосует. Нельзя сразу говорить всем, кого хочешь выбрать. Не зря же говорят: тайное голосование.

Волшебник:

Конечно. Тайное голосование, ребята - это выбор каждого из вас того кандидата в правители, которого вы считаете достойным. Но пока вы не должны говорить о своем выборе. Иначе это уже будет не тайна.

1 - й сказочный персонаж:

А давайте проверим, как ребята могут хранить тайну?

Игра "Поделись секретом" (условия игры "Испорченный телефон")

Волшебник:

Кто мне подскажет, как мы будем выбирать правителя? Что для этого нужно? (Дети называют с подсказкой сказочных персонажей предметы, необходимые для голосования и находят их в зале: бюллетень, кабинка для голосования, ящик - урна).
А как надо изобразить свой "голос" в бюллетене? (Дети отвечают: знаком - "галочкой"). Давайте потренируемся, у кого лучше получится "галочка".

Конкурс: «Поставь «галочку»

(2 команды, на листах планшета участники поочерёдно ставят «галочку»; затем подводятся итоги и определяется команда победитель).

Волшебник:

Умницы! А теперь давайте еще раз посмотрим, под какими символами представлены наши кандидаты.

"Кандидаты" становятся лицом к детям в один ряд. Волшебник вновь представляет каждого "кандидата", обращая внимание на его условный символ, объясняя, что этот символ в бюллетене заменяет имя и фамилию "кандидата".

Волшебник:

А теперь внимательно посмотрите, как мы будем выбирать правителя волшебной страны.Волшебник и сказочные персонажи демонстрируют процедуру выборов, четко и громко комментируя свои действия: подходят к избирательной комиссии, называют свою фамилию и имя, берут бюллетень, отправляются с ним в кабинку для голосования, там отмечают "галочкой" свой выбор, бюллетень опускают в ящик - урну.

Процедура выборов выполняется "избирателями" (дети, в том числе и "кандидаты", члены избирательной комиссии, воспитатели и другие взрослые, присутствующие на выборах). Затем «избирательная комиссия» под руководством Волшебника вскрывает урну, сортирует бюллетени, подсчитывает голоса за каждого "кандидата".

Волшебник торжественно объявляет "правителем" волшебной страны "кандидата", набравшего большее количество голосов. Избранного "правителя" все поздравляют. Ему вручается медаль подтверждающая статус "правителя". Остальным участникам - "кандидатам" вручаются памятные подарки.

Волшебник:

Уважаемый "правитель" волшебной страны, мы будем с нетерпением ждать, пока ты вырастишь и приедешь в нашу страну. За это время тебе надо многому научиться, ведь правитель должен быть умным, чтобы грамотно руководить своей страной. Всего вам доброго! До новых встреч!

Фонограмма заключительной песни "Здесь водятся волшебники".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter