Конспект занятия для старших дошкольников «Кругосветное путешествие»

Автор: Дядюрина Наталья Анатольевна, МАДОУ «Детский сад № 47» г. Стерлитамак, воспитатель

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игровой деятельности через методы ТРИЗ по принципу игры «Логический поезд» «Кругосветное путешествие»

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на развитие коммуникативных умений и социальной адаптации воспитанников в окружающей действительности.

Метод ТРИЗ представлен через развивающую игру «Логический поезд», варианты данной игры интересны и разнообразны в задании каждой остановки по ходу выполнения заданий.

Программное содержание:

1. Учить воспитанников выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, формируя осознание моральной стороны поступков, вычленяя позитивные и негативные черты характера объектов и/или предметов;

2. Стимулировать развитие образного мышления, любознательности и творческого воображения воспитанников, расширяя представления о добре и зле, формируя элементарные общепринятые нормы и правила поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

3. Помочь раскрытию творческого, нравственного, интеллектуального потенциала воспитанников, научая их управлять своим эмоциональным состоянием при помощи алгоритмов ТРИЗ

4. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, поощрять умение договариваться и приходить на помощь, развивая коммуникативные навыки старших дошкольников.

5. Способствовать сплочению детского коллектива, формировать благоприятный психологический климат в группе

6. Воспитывать в дошкольниках сочувствие и желание помочь другим, затрагивая нравственные основы личности каждого ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе, выручке, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативной, познавательной, речевой,художественно-эстетической, физической.

Предварительная работа: чтение книг «Цветик-Cемицветик», «Что такое хорошо, что такое плохо», разбор пословиц и поговорок о доброте, дружбе, взаимопомощи, д/и «Хорошо и плохо», упражнение-тренинг «Злюка», «Северный и Южный ветры», «Расскажи о своем настроении», беседа «Добро и зло», развивающая игра «Логический поезд»

Словарная работа: доброжелательный, взаимовыручка, протянуть руку помощи.

Структура развивающей игры:

1. Ритуал приветствия
2. Совместная постройка корабля из напольных модулей
3. Ситуация-объяснение «Качества капитана»
4. Символическая аналогия «Что значит быть дружными»
5. Беседа по ситуации «Хорошо-плохо»
6. Развивающая игра «Части-целое»
7. «Мозговой штурм» - Что случилось
8. «Помирим друзей» - найди противоположности
9. МФО – 4-й лишний – поиск закономерностей, фантастическое животное
10. «Найди пару» - прямая аналогия «Слова - напарники»
11. «Логический поезд» -нахождение общих признаков, метод гирлянд и ассоциаций
12. Коммуникативная игра на снятие эмоционального напряжения «Где мы были, мы не скажем»

Ход развивающей игры:

Ритуал приветствия.

Здравствуйте! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!

В: Егор, как ты думаешь, чтобы увидеть мир, что для этого нужно сделать? (отправиться в путешествие, посмотреть на глобус и помечтать, прочитать книжки о дальних странах…), если бы ты отправился в путешествие, то кого ты взял с собой, почему (Диму-он мой друг, Дарину- она со мной играет) как вы думаете, на чем можно отправиться в кругосветное путешествие (корабль, самолет, поезд). А хотите отправиться в такое путешествие, на чем поедем? (выбор воспитанников). Договорились, давайте построим корабль.

Строительство корабля из больших напольных модулей. Посмотрите какой большой и красивый корабль у нас получился, почему мы его так быстро построили (работали сообща, дружно, очень старались). Да корабль мы построили, необходимо выбрать капитана. Каким должен быть капитан: сильным, смелым, умным, сдержанным. Как ты думаешь Никита, кто из наших ребят может стать капитаном, кто обладает всеми перечисленными качествами (Егор)- кто за то, чтобы Егор был назначен капитаном: единогласно!!! Тогда в путь! Свистать всех наверх!

Вот мы и на корабле, заняли свои места и готовы отправиться в кругосветное путешествие, а знаете ли вы чтобы ни какая беда с нами не приключилась мы должны быть дружными, давайте вместе с вами придумаем правила нашей команды и запишем их символами (Символическая аналогия «что значит быть дружными»: не обижать, не драться, протягивать руку помощи кто в этом нуждается, дружбой дорожить) вот они наши правила – символы (смайлики - эмоции), ну что, пора отправляться-(Звучит песня «Дружба крепкая»). 

На большом экране мультимедиа появляется картинка кита с конвертом, открываем конверт и читаем: «Злой Северный ветер прилетел к нам на остров «Загадка» и рассорил всех жителей. Они теперь никак не могут помириться, потеряли свое жилье, разучились радоваться и смеяться, пожалуйста, помогите! Верните мир и спокойствие на наш остров!!!»

В: ну, что, поможем китенку в его просьбе, тогда на берег! Ребята, вот мы с вами собрались делать добро, кому-то помочь, как вы думаете, помогать другим это хорошо или плохо?

Беседа «Хорошо - плохо»Хорошо: все тебя любят, потому что ты добрый, чем – ни будь отблагодарят, похвалят, это приятно. Плохо: можно устать делать добро, за это не дадут денег, у нас могут быть другие свои дела, кто-то может воспользоваться твоей добротой в плохих целях. Молодцы, а вот и первая проказа Северного ветра. (1 задание «Части-целое»), разбиваемся на пары, кто с кем хочет (по симпатиям), внимание на экран: лапы, уши, хвост, туловище – кто это? Котенок.
Ножки, спинки, матрац, подушка, одеяло – что это? Кровать. А почему кровать сломана, а у котенка перебинтованы уши, лапы и хвост? (Мозговой штурм)

1. Северный ветер перепугал кота он спрыгнул с кровати и повредил лапы
2. Северный ветер опрокинул кровать, она упала и отдавила ему хвост
3. Северный ветер сдуну с кота одеяло, и он застудил уши. Вот и разобрались в ситуации, посмотрите, котенок выздоровел. Пошли дальше по острову «Загадка»

А вот и следующее задание: «Найдите противоположности» работа в парах, каждый берет себе по картинке, не зная, что на ней изображено и ищет себе противоположность:
Лиса (пушистая) - еж (колючий)
Пароход (плавает) - вертолет (летает)
Солнце (днем) - Месяц (ночью)
Чай (горячий) - мороженое (холодное)
Птица (высоко) - мышонок (низко)
Слон (большой) - рыбка (маленькая)

Вот опять мы помогли жителям острова «Загадка», идем дальше. Слышите, опять ссора, картинки никак не могут найти себе пару (задание «Кто с кем может подружиться»)

Ручка – тетрадь
Сапоги – тучка
Иголки – нитки
Книга- лампа
Роза – лейка

Сыр – корова, ну вроде все понятно: роза растет, когда ее из лейки поливаешь, сыр делается из молока, которое дает корова, однако, опять картинки рассорились и захотели поменяться местами: книга-тучка, корова-тетрадь, роза-нитки и т.д. Книгу можно читать, когда идет дождь, в тетради можно написать слово «корова», далее объясняется каждое передвижение друг от друга.
Устали? Давайте немного потанцуем. Проводиться п/муз игра «Пяточка-носочек».

И снова в путь, искать перевертыши Северного ветра, что же он еще натворил здесь. Посмотрите, Северный ветер заколдовал кого-то. Жители острова не могут вспомнить кто они такие, чем занимались раньше, надо придумать как их сделать сильнее, могущественнее, чтобы наделить их сверх способностями, для победы над злом.Четвертый лишний», «Фантастическое животное»

Пятачок, болт, топор, слоненок - все из железа
Кастрюля, самовар, бабочка, чайник- посуда, она может быть горячей
Какие преимущества у новых существ (железный слоненок – сильный, может противостоять сильному ветру, тяжелый не снесет ураганом), горячая бабочка – машет крыльями и становиться жарко, и вот это горячая бабочка смогла растопить порывы Северного ветра и превратила его в Южный, он улетел с этого острова в другие края делать добрые дела (вертеть мельницы, опылять растения, надувать паруса).

Вот какое большое дело мы с вами сделали сообща. Посмотрите, до того, как мы свами встретили китенка он играл в игру. Кит плавает в океане и никогда не видел железной дороги, друзья подарили ему игру «Логический поезд» - он очень любит выстраивать паровозные вагончики друг за другом, находя логическое объяснение каждой паре. Но вот когда налетел Северный ветер китенок забыл по какому принципу выстроил свои вагоны, давайте поможем ему вспомнить логическую цепочку.

Ролики-мяч-яблоко-ложка-матрешка-конфеты-снег-ножницы-морковка
Ролики-мяч - с ними можно весело проводить время
Мяч-яблоко - они круглые
Яблоко-ложка - у них есть то, за что можно держать каждый из предметов

Ложка-матрешка - они деревянные
Матрешка-конфеты - внутрь можно что-нибудь спрятать
Конфеты-снег - много съешь, заболеешь
Снег-ножницы - холодные
Ножницы-морковка - конусной формы

Молодцы, вы со всеми заданиями справились, Егор, свистать всех на верх, отправляемся в обратный путь (Звучит музыка «Дорогою Добра»). Приплыли домой, устали, давайте разобьёмся на команды и поиграем в игру «Где мы были мы не скажем, что делали покажем».

Спасибо всем, за ваше доброе сердце, светлую голову, вот вам сладкие призы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter