Музыкальное занятие в подготовительной группе: Мир волшебных инструментов

Автор: Тишина Лариса Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 9 «Одуванчик» г. Ханты-Мансийск

 

Цель: Формировать основы  музыкальной культуры воспитанников.

Задачи:

Образовательные:

- учить коллективной игре на музыкальных инструментах;

- учить различать музыкальные инструменты по звучанию;

- закрепить названия музыкальных инструментов;

- ознакомить с оркестром русских народных инструментов.

Развивающие:

- развивать музыкальные способности воспитанников в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

- развивать ансамблевые навыки игры на музыкальных инструментах;

- развивать ритмический слух, воображение и фантазию.

Воспитательные:

- прививать любовь к народной музыке;

- воспитывать чувство коллективизма;

- воспитывать музыкальную культуру детей.

Предварительная работа:

- разучивание песен;

- разучивание стихотворений;

- игра на музыкальных инструментах;

- изготовление шумовых музыкальных инструментов совместно с родителями.

Методы обучения: беседа, художественное слово, демонстрация, слушание музыки, исполнение песен, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование:

Технические средства:

- Проектор;

- Ноутбук;

- музыкальный центр.

Атрибуты:

- музыкальные инструменты: ложки, треугольник, рубель, колотушка, ксилофон, металлофон, бубен, маракасы, колокольчики;

- баян;

- стенд с музыкальными инструментами;

- маски;

- косоворотки;

- сарафаны.

 

Ход образовательной деятельности:

Под русскую народную музыку  дети входят  в зал.

Музыкальный руководитель:

- Доброе утро! Я очень рада видеть вас! Ребята сегодня продолжим знакомство с культурой русского народа. Ведь русский человек мог и землю пахать, и хлеб растить, и дом построить, а также сделать музыкальный инструмент и сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.

- Обратите внимание на музыкальные инструменты, они очень красивые и придуманы самим народом, поэтому как они могут называться? (народными).

- А о каких инструментах пойдет речь, вы без труда догадаетесь! (за ширмой звучит колокольчик, треугольник, бубен).

- Как назвать, одним словом?

- Покажите среди других инструментов колокольчик, треугольник, бубен.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, скажите, чтобы извлечь звук из этих музыкальных инструментов,  что надо сделать? (ударить)

Музыкальный руководитель:

- Верно! А если звук получается путем удара, то такие инструменты называются как? (ударные)

Музыкальный руководитель:

- А сейчас я предлагаю исполнить русскую народную песенку  «На зеленом лугу»

- Какой характер у этой песни?  Давайте постараемся передать веселый характер песни, исполнять легким звуком (выбираем солиста).

Исполнение песни «На зеленом лугу» Обработка Н. Метлова

Звучит музыка  входит Иванушка.

Иванушка: Всем привет друзья, я рад

                     Что пришел к вам в детский сад.

                     Я на ярмарке бывал,

                     Много чуда повидал.

Музыкальный руководитель:  

Знаю Ваня, о чем речь.

В песне можно все прочесть.

Ты, дружок, не зевай.

Дружно с нами запевай.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, а какую песню мы с вами можем исполнить вместе с Ваней?

Дети:  « Где был, Иванушка»      

Музыкальный руководитель:

- А почему именно эту песню? (герой Иванушка)Верно, давайте постараемся   передать веселый,  шуточный, игровой характер песни.

Исполнение песни «Где был, Иванушка» русская народная песня Обработка Н. Метлова                                              

Иванушка:

Все ребята это так,

Но я вовсе не зевак.

Принес в подарок расписное,

Полюбуйтесь-ка какое!

Музыкальный руководитель:

- Спасибо Иванушка! Ребята, а что он нам принес? (ложки)

- А что вы знаете о ложках?

- Да замечательные ложки принес нам Иванушка. Ведь русские люди любили веселится,  и даже ложки служили им  ударными инструментами. А настоящие музыканты умудрялись играть на трех, четырех ложках.

Музыкальный руководитель:  Ложки в руки мы возьмем,

                                                         Весело играть начнем.

                                                         Эти ложки не простые,

                                                         Музыкально озорные.

                                                         Повернем их спинками.

                                                         Спинками горбинками.

                                                         Их за ручки мы возьмем,

                                                         Весело играть начнем!                                                          

Музыкальный руководитель:

- Ребята, а вы бы хотели поиграть на ложках? Приглашаю на веселую игру.

Игра ложкарей «Во саду ли, в огороде».

Музыкальный руководитель:

- Спасибо ребята за ваше старание. А какие еще музыкальные инструменты остались в музыкальном уголке? (трещотка, рубель, колотушка)

- Эти инструменты были необходимы весной, при встрече Праздника Егория, когда первый раз выгоняли в поле домашних животных: коров, коз, овец. В этот день дети вставали рано утром и брали в руки самые шумные музыкальные инструменты, бегали по деревне, поднимая ужасный шум, отгоняя нечистую силу.

- Мы сейчас тоже будем козочками и лошадками

Игра «Пастушки и стадо» Выбираются 2 пастушка, один берет трещотку, другой колотушку. Остальные дети на звуки веселой музыки передают образы животных. Девочки - игривых козочек, мальчики - лошадок. С окончанием музыки собираются в кружочке своих пастушков.

Музыкальный руководитель:

- А теперь постарайтесь узнать по звучанию другие инструменты. (за ширмой звучит металлофон, ксилофон)

Музыкальный руководитель:

- Ребята давайте посмотрим, чем эти инструменты отличаются друг от друга?

Дети: Металлофон состоит из металлических пластин, а ксилофон из деревянных.

Музыкальный руководитель:

- Верно, и звук извлекается от удара палочкой по пластинам. Значит эти инструменты тоже ударные, но в отличие от других инструментов на них модно сыграть мелодию, потому что они имеют звукоряд. Давайте, исполним русскую народную песню «Уж как по мосту, мосточку»

(Напомнить детям,  как нужно правильно держать молоточек: на указательном пальце, придерживая большим. Направляем удар на середину пластин, и не задерживаем, а быстро снимаем, как мячик)

Музыкальный руководитель:

- Смотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре! Каких инструментов тут только нет! Какие из них вам знакомы?

Дети: Балалайки, гармошки, дудки, ложки, трещотки, рубели

Музыкальный руководитель:

- Оркестр, как и любое государство, имеет свои законы. У него есть даже президент. Не подскажите кто?

Дети: Дирижер

Музыкальный руководитель:

- Дирижер умеет заставить инструменты играть так, как он этого захочет, не произнося при этом ни слова.  Кто знает  стихотворение про оркестр?

Эх, оркестр народный,

Раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую-

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную-

Грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет-

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет-

С нами делает, что хочет! ( Л.Яковлев)

Музыкальный руководитель:

- Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов русскую народную песню «Ах ты береза»

- Звуки, каких инструментов  показались вам знакомыми?

Дети: Гармони, балалайки, ложек, бубна.

Музыкальный руководитель:

- Какие  танцевальные движения подойдут  для этого произведения?

Дети: «паучок», «присядка», «выставление ноги, на пятку», «ковырялочка», «полочка», «матрешка»,  «топотушки»

А теперь я предлагаю немного творчества. Давайте передадим характер задорной, русской пляски в движениях.  (Веселый сормачок)

Мини-викторина

- Назовите ударные инструменты;

- Как называется группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах?;

- Чем отличается металлофон от ксилофона?;

- Кто такой дирижер?;

- Вспомните пословицы и поговорки о ложках.

Работа с родителями

- Я благодарю вас за работу на занятии, Вы хорошо потрудились. Ваши родители тоже постарались и сделали много интересных, красочных музыкальных инструментов. Давайте, мы ими пополним наш мини-музей творческих работ «Забавушка».

- В завершении я прочту  замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter