Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Насекомые

Автор: Сидоренко Наталья Николаевна, учитель-логопед, ясли-сад №23 «Ақниет», г.Караганда, р. Казахстан.

 

Образовательная цель:  Учить детей пользоваться знаками для развития интонационной выразительности речи.

Коррекционные цели:  Закреплять умение находить ошибки в предложении и исправлять их, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по лексической теме.

Развивающие цели:  Развивать выразительность речи, слуховое внимание, память.

Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: макетлесной полянки, картины с изображением насекомых, с изображением летней лужайки, коробка - посылка, письмо, мяч, соленое тесто, стаканы-непроливайки с водой, кисточки, дошечки для лепки, клеенки для столов.

 

Ход занятия:

Раздается стук в дверь.

Логопед: Дети! К нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что внутри? (Дети удивляются и радуются. Логопед достает из коробки картонный макет весенней полянки с зеленой травой и цветами) Внутри еще есть письмо. От кого же оно? (Логопед читает письмо из конверта)

Здравствуйте, дети! Пишет вам Весна. Как вы знаете, я уже вступила в свои права, но старуха Зима всячески мне досаждает. Посмотрите, какими прекрасными стали лесные полянки. Но на этих полянках никого нет. Надеюсь вы мне поможете справиться с кознями Зимы.

Логопед: Ребята! Вы догадались, о ком пишет Весна? Кого не хватает на весенней полянке? (Ответы детей) Я могу вам подсказать. Загадки про насекомых (в полной версии документа)

 

Логопед: Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки Весны. А как можно назвать одним словом бабосчку, муху, муравья, комара? (Насекомые) Каких насекомых вы еще знаете? (Стрекоза, муравей, таракан…) На доску выкладываются картинки с изображением насекомых.

Их мы и поможем Весне вернуть на полянку. Без них действительно грустно...

 

Логопед: Посмотрите, как проводили прошедшее лето насекомые! Они веселились на цветочной лужайке. Давайте найдем их.

 

Игра «Закончи предложение».

Божья коровка сидит около…(красного цветка)

Муравей ползёт по… (молодому листику)

Гусеница спряталась под…(зеленым листом)

Шмель сидит на…(желтом цветке)

Стрекоза летает над…(ярким цветком)

Жук ползет под…(круглым листом)

Бабочка порхает около…(ароматного цветка)

 

Логопед: Но к нам на лужайку пробрались не только насекомые, но другие «лишние» животные. Давайте отышем их. Отвечает тот, кому я бросаю мяч.

 

Игра «Четвёртый лишний»

 

Логопед: Сидели-сидели насекомые на лужайке. И решили поиграть в прятки. Внимательно посмотрите, и скажите, кого не стало.

Игра «Кого не стало?»

 

Логопед: Поможем отыскать Весне ее помощников? Внимательно послушайте слова. Когда услышите название насекомого, хлопните в ладоши.

 

Игра «Найди насекомых»

Рак, снег, сова, нога, автобус, жук, тарелка, озеро, муравей, суп, луг, коза, волк, божья коровка, сумка, бабочка, тетрадь, карась, кузнечик.

 

Логопед: Представьте, что мы встретили очень маленьких насекомых, настоящих малюток.

 

Игра «Насекомые-малютки»

Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучок.

Это не жук, а жучок.

Это не муравей, а муравьишка.

Это не комар, а комарик.

Это не пчела, а пчелка.

Это не таракан, а тараканчик.

 

Логопед: Подумайте, вспомните и скажите, что делают насекомые? Найдите ошибки и исправьте их.

 

Игра «Кто что делает?»

Муха (что делает?) трудится

Бабочка (что делает?) ползает

Комар (что делает?) порхает

Жук (что делает?) звенит

Пчела (что делает?) кусает

Муравей (что делает?) прыгает

Кузнечик (что делает?) тащит соломинку

 

Логопед: Разомнем наши пальчики, посчитаем насекомых.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

 

Логопед: Но как же быть с полянкой, которую прислала нам весна? Она так и осталась пустой? Весна расстроится... Что мы можем придумать? Как помочь Весне? (Сделать насекомых своими руками) Очень хорошее предложение! Я предлагаю вам слепить насекомых из соленого теста. Проходите за столы. (На столах дощечки для лепки, тесто в тарелках, накрытых пищевой пленкой, стаканчики – непроливайки с водой, кисточки.) Рассмотрим насекомых. У каждого насекомого есть туловище, голова, лапки, крылышки. У всех насекомых они разной формы и размера. Выберите, кого из насекомых вы хотели бы слепить. Рассмотрите его внимательно на картинке. Какое у него туловище, лапки, крылышки, голова. Есть ли усики? Для скрепления частей насекомых между собой, используйте воду и кисточку. Готовые работы выставляйте на дощечки. Они должны немного подсохнуть. Когда фигурки высохнут, мы в помощью гуаши превратим их в самых настоящих ярких, пестрых насекомых.

 

Физкультминутка «Стрекоза - кузнечик»

Упражнение на координацию движений с речью.

 

Логопед: Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет задавать вопросы, а другая – отвечать на них. Но не простыми ответами, а восклицательными предложениями. Вспомните, какие это прдложения? Чем они отличаются от всех остальных? (Ответы детей) А потом поменяемся ролями.

-   Кто это?

-   Да ведь это же бабочка!

-   Бабочка какая?

-   Бабочка очень яркая!

-   Какие у бабочки крылья?

-   Крылья у бабочки невероятно пестрые!

-   У бабочки есть усики?

-   Конечно! У бабочки длинные усики!

 

Итог занятия:

-   Кто попросил нас о помощи?

-   Как вы думаете, выполнили ли мы просьбу?

-   Я думаю, Весна будет довольна нашей работой. Мы обязательно отошлем ей посылку с нашими готовыми работами.

 

Скачать полную версию   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter